Известно изречение Уинстона Черчилля: «Кто владеет информацией – тот владеет миром, кто управляет информацией – управляет миром».
Роль информации в современном мире велика, немаловажную роль, а может быть и одну из первых, информация занимает и в авиации.
При подготовке к полёту, выполнении полёта, а также при организации обеспечения воздушного движения авиационному персоналу необходимо знать, как «добраться без потерь» из пункта «А» в пункт «В». Для этого он должен иметь информацию об аэродромах, расположенных в пунктах «А», «и», «В» («А» - аэродром вылета, «и» - запасные аэродромы, «В» - аэродром назначения), схемах маневрирования (руления, взлёта и выхода на маршруты ОВД, подхода и посадки), маршрутах ОВД, по которым будет выполняться полёт (расстояния, путевые углы, высоты, координаты точек пути), об элементах структуры воздушного пространства (районах аэродромов, зонах и районах Единой системы ОрВД, районах полётной информации, диспетчерских районах, диспетчерских зонах, специальных зонах, зонах ограничения полётов, опасных зонах, запретных зонах), радиотехнических и радиолокационных средствах обеспечивающих выполнение полёта, средствах связи. Всё это относится к аэронавигационной информации (АНИ) и является лишь обобщающим определением. Кроме этого, эта АНИ подвержена изменениям и эти изменения должны быть своевременнно и в точности доведены до пользователей, от этого, в конечном итоге, зависит безопасное выполнение полёта.
Как таковым, вопросом о том, что мы сейчас называем аэронавигационной информацией, авиаторы-пионеры задались на «заре» развития авиации, когда более-менее «окрепшая» авиация «встала на крыло» и начала совершать значительные перелёты по маршрутам. Поднялся вопрос об устройстве аэродромов, развитии маршрутов перелётов из одного пункта в другой, оснащением их средствами навигации. И все эти данные должны были как-то обобщаться, систематизироваться и доводиться до авиаторов.
В советские времена система сбора, обработки и передачи аэронавигационной информации была чётко структуризирована. Эти задачи решала служба аэронавигационной информации Министерства гражданской авиации, состоящая из штатных органов: Центра аэронавигационной информации Центрального управления эксплуатации радиотехнического оборудования и связи гражданской авиации, служб аэронавигационной информации управлений и летных учебных заведений гражданской авиации, бюро аэронавигационной информации аэропортов гражданской авиации.
Вследствие структурных и хозяйственных изменений, связанных с распадом СССР и в первую очередь, исчезновением Министерства гражданской авиации и разделением хозяйственной деятельности аэропортов и летных авиапредприятий, функции органов аэронавигационной информации на всех уровнях претерпели коренные изменения, что привело к стихийному появлению новых разрозненных органов аэронавигационной информации в виде предприятий различных организационно-правовых форм. Это связано и с тем, что предоставление аэронавгационной информации, согласно положениям Воздушного кодекса России, было переведено на платную основу.
Существовавшая ранее в СССР в рамках штурманской службы Министерства гражданской авиации структура взаимосвязанных органов аэронавигационной информации (штурманская служба МГА СССР – ЦАИ ГА – САИ управлений ГА – штурманская служба аэропортов – БАИ аэропортов) разрушилась. В настощее время в гражданской авиации России служба аэронавигационной информации, выделенная как самостоятельный орган, как это предусмотрено Приложением 15 ИКАО, отсутствует.
Нормативно-правовая база, определяющая деятельность органов аэронавигационной информации, созданная во времена Советского Союза в крайне ограниченном объеме, устарела, не соответствует нынешнему законодательству, не отражает современные требования к системе сбора, передачи, обработки, хранения и распространения АНИ и потому не может быть использована вновь созданными органами АНИ. Некоторые вновь выпущенные нормативные документы не обладают достаточной полнотой и противоречат документам ИКАО.
Существует острая необходимость в комплексном подходе к разработке нормативно-методической документации, федеральных авиационных правил, регламентирующей создание и функционирование системы обеспечения аэронавигационной информацией, внесению изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации, изменений в федеральные авиационные правила.
С первых лет исчезновения Советского Союза до настоящего времени возрастает острота кадровой проблемы, связанная с дефицитом квалифицированных специалистов, причинами которой является низкий уровень оплаты труда, отсутствие эффективной системы подготовки специалистов в области аэронавигационной информации.
Задача обеспечения потока информации (данных), необходимой для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации и ОрВД в Российской Федерации, отвечающих современным требованиям, может быть решена путем создания, во-первых, службы аэронавигационной информации и, во-вторых, комплексной автоматизированной системы сбора, передачи, обработки, хранения и распространения аэронавигационной информации (КАС АНИ), являющейся производственно-технической базой аэронавигационной информации. Над этим в настоящее время в Российской Федерации ведутся активные работы.
КАС АНИ предполагает хранение и своевременную актуализацию АНИ по всем аэродромам, воздушным трассам и местным воздушным линиям в воздушном пространстве России и должна осуществляться в государственном (федеральном) банке АНИ, в региональном банке АНИ - по внутренним аэродромам и воздушным трассам федерального, регионального значения и местным воздушным линиям, в аэродромном банке АНИ – по аэродрому, его району и смежным районам.
Будущее. В перспективе решение вышеуказаных задач должно будет обеспечить совершенствование аэронавигации и ОрВД, включающих навигацию на основе характеристик (PBN), гибкое использование воздушного пространства (FUA), воздушное пространство с выбором маршрутов, бортовые вспомогательные системы эшелонирования, кооперативное обслуживание воздушного движения (COOPATS), коллективное принятие решений (КПР), основанное на концепции совместного использования информации, принятие решений и планирование полетов «от перрона до перрона».
Основной целью развития системы обеспечения аэронавигационной информации в Российской Федерации является переход от САИ, ориентированной на предоставление документов аэронавигационной информации в основном на бумажных носителях к управлению аэронавигационной информацией (далее – УАИ), который основан на использовании автоматизированных средств предоставления аэронавигационных данных в цифровом виде.
Дальнейшим развитием УАИ является переход к управлению информацией (далее – УИ).
УИ представляет собой процесс, характеризующийся все более широким применением «всеобъемлющих» принципов общесистемного управления информацией. Принцип общесистемного управления информацией включает объединенную информацию всех видов обслуживания:
- обеспечение авиационной электросвязи;
- предоставление аэронавигационной информации;
- предоставление метеорологической информации;
- поиск и спасание.
Конечной целью УИ является получение пользователем воздушного пространства необходимых данных в навигационной обстановке в реальном масштабе времени в визуализированном виде.
* - использованы материалы:
1. «Концепция развития системы обеспечения аэронавигационной информацией в Российской Федерации с учётом международного опыта» (Утверждены зам. руководителя ФАВТ А.В.Ведерниковым 15.03.2011г.)
2. «Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России» (одобрена на заседании Правительства Российской Федерации от 04.10.2006г.)
3. «Методические рекомендации по развитию системы обеспечения государственной аэронавигационной информацией в Российской Федерации, ее организационной и технической архитектуры» (Утверждены Приказом Росаэронавигации №172 от 02.10.2008г. А.В.Нерадько)
4. Наставление по аэронавигационной информации в гражданской авиации СССР (НАИ ГА-86) (Утверждено и введено в действие Приказом Мин.ГА. № 252 от 02.12.1985г. Б.П.Бугаев).
Начальник Регионального центра аэронавигационной информации
штурман 1го класса
Алексей Островной.