|
|
|
Первым делом самолётыНаталья Хайтина Журнал «Мир Интернет» Число любителей компьютерных игр разных жанров исчисляется сейчас в мире миллионами, и даже, страшно сказать, десятками миллионов. Все они могли бы составить население не самой маленькой страны. Каждый из них вечером после работы или в уик-энд садится за ящик и стреляет, строит, разрушает, ищет, живёт в выбранном для себя уголке мира иллюзий.Игру один на один с не очень умным, как оказалось на самом деле, компьютером качественно изменили сети и мультиплейер. Все признают, что человек, играющий через Интернет, и человек, играющий с компьютером или по локалке с соседом, — две большие разницы, как говорят в Одессе. Интернет предоставляет огромный выбор партнёров разной квалификации и разных национальностей (существуют особенности национальной охоты!). И вообще, игра зажила в Интернете особой жизнью. Большое количество игроков, имеющих возможность пересечься друг с другом, молниеносно придумывают, разрабатывают, просчитывают новые тактики и уловки, отлавливают баги и ими пользуются. Производители на стадии разработки не в состоянии продумать ухищрения тысяч бесплатных тестеров постфактум. И буквально через пару месяцев после выхода новой игры в продажу происходит её доработка с учётом пожеланий потребителей. Фанаты пишут тактико-стратегические учебники, общаются с целью обмена опытом и повышения квалификации. С секундомерами высчитывают build order. Рисуют новые карты, пишут новые сценарии, придумывают быстро входящие в общий обиход клички персонажей и названия тактик. Создают кланы, клубы, команды. Проводят соревнования, организуют рейтинговые системы, тренируются по-настоящему. И хоть страна эта виртуальная, жизнь в ней зачастую кипит самая настоящая. И нередко игрой это уже не назовёшь. Игровой мир изобилует вещами ирреальными — монстрами, сказочными животными, несуществующими расами и цивилизациями. Симуляторы здесь исключение. Их разработка двигалась от слабого подобия ко всё большему реализму. И мир продвинутых симуляторов уже выходит за узкие рамки просто игры. Самый популярный из авиасимуляторов сегодня — Microsoft Flight Simulator (MSFS). Версия MSFS-98 наконец-то была признана FAA (министерством авиации США) в качестве дополнительного средства обучения лётчиков. Освоение MSFS засчитывается за 10 часов из 30 обязательных для сдачи экзаменов на сертификат частного пилота. И это неудивительно: реализм самолётов достиг своей вершины. К созданию моделей, к примеру, таких самолётов, как Цессна и ЛерДжет приложили руку концерны-производители. Чем ещё выигрывает пакет MSFS, так это открытой и гибкой архитектурой (что непривычно видеть под маркой Microsoft). Это позволяет добавлять в симулятор новые страны и города, текстуры, самолёты, утилиты. Фанаты всего мира создали уже целый класс ценных бесплатных дополнений к MSFS. Изначально симулятор сделан масштабно. В программу заложен ни много ни мало целый глобус, поэтому география полётов может охватывать весь земной шар. 3000 аэропортов заложено лишь в базовой конфигурации. По желанию вы можете добавить к существующим ландшафтам подробности и уточнения, создать свой сценарий и дополнительные утилиты. Средства воздушной навигации полностью соответствуют реальным, представлены практически все ныне существующие, включая GPS. В симулятор заложен генератор погоды. Погоду можно смоделировать самостоятельно, а можно воспользоваться настоящей, закачав в генератор файл данных с любого мирового сервиса погоды. Небо поражает таким же реализмом, как и ландшафты: автоматически генерируются разные типы облаков, атмосферные фронты и т.п. Поговаривают, что симулятор от Microsoft 2000 будет показывать уже реальное видео. В мире насчитывается примерно 5 млн. пользователей MSFS. В России их удельный вес на фоне думеров, квакеров и любителей стратегий невелик. Отдельные пилоты принимали участие в западных клубах, кто-то летал в Microsoft Game Zone, а большинство до сих пор летают дома в одиночку. Однако за прошедший год в российском виртуальном авиамире произошли интереснейшие изменения. Игорь Супрунов (Lancelot), организовал первый, по нашим сведениям, единственный на территории бывшего СНГ клуб виртуальных пилотов — Flight Simulations Century Club (FSCC, fscc.dux.ru). Он же возглавляет штаб и центр высшей лётной подготовки в клубе. Цель FSCC — объединить людей, желающих совершать совместные полёты в мультиплейере и совершенствовать своё лётное мастерство. FSCC — уникальное место, где вас могут научить летать, ведь делать это на современных симуляторах вовсе не просто. Клуб предлагает бесплатные полёты с инструктором, опытным пилотом, который подскажет, как настроить приборную панель, на какаю кнопку нажать в нужный момент и т.д. Создали клуб и поддерживают его деятельность настоящие энтузиасты, среди которых немало бывших лётчиков, тоскующих по небу. Членом клуба стать легко. Но надо знать, что дальнейшее членство будет подчинено строгой иерархии. Структура клуба повторяет иерархию американской гражданской авиации. На каждый чин сдаётся отдельный экзамен. За просто так вы получите лишь лицензию пилота-любителя. После чего сможете зарабатывать сертификаты. Тем паче, что зарабатываются они так же, как настоящие, поскольку сертификационная система FSCC соответствует правилам FFA (Federal Aviation Administration в США), принятым Международной организацией гражданской авиации. На частного пилота необходимо налетать 20 часов наедине с компьютером и 20 часов — с инструктором, который научит вас базовой технике пилотирования. Вам заведут личную лётную книжку. Статус коммерческого пилота можно приобрести, налетав 250 часов. Линейный пилот авиакомпании — это основной класс гражданских пилотов во всём мире. Для получения такого сертификата надо налетать 500 часов (в реальной жизни в 3 раза больше — 1500 часов). Следующая квалификация — пилот-инструктор. Для получения такого статуса формальных требований недостаточно, и штаб присваивает его избирательно. Пилот-инструктор имеет право обучать новых членов клуба. Наивысший статус — лётчик-испытатель. Лётчики-испытатели летают на самолётах, которых ещё нет в ангарах FSCC, и готовят рекомендации по их пилотированию для всех остальных членов клуба. Можно не летать, а поработать диспетчером. Диспетчерский сертификат имеет несколько классов: диспетчер руления, диспетчер круга, диспетчер подхода и диспетчер районного центра УВД. Квалификация пилота определяется не только сертификатами, но и рейтингами, на основании которых решается, на каких классах и типах летательных аппаратов может летать пилот в качестве КВС (командира воздушного судна) и в каких метеоусловиях. Отдельные рейтинги разрешат вам летать на параплане, одномоторном и многомоторном сухопутном самолёте, одномоторном и многомоторном гидросамолёте, вертолёте, летать в строю, дозаправляться в воздухе, осуществлять посадку на палубу авианосца или взлёт с неё и, наконец, управлять самолётом с взлётным весом более 5 тонн. Отдельный рейтинг касается полётов в сложных метеоусловиях и ночью. Одним из средств стимулирования пилотов для дальнейшего повышения квалификации являются дипломы. Выдаются они, например, за такие достижения, как 100 полётов в 100 столиц мира или 6 полётов на 6 разных континентов. Руководители клуба следят за тем, чтобы пилоты летали по правилам и не подсовывали липовых отчётов. «Разборы полётов» проводятся строго. Центр высшей лётной подготовки, базирующийся в виртуальном Омске, имеет группу расшифровки лётной информации, которая изучает записи он-лайновых и оф-лайновых полётов. Организован он был после создания специфической клубной разработки — программы «чёрный ящик». Члены клуба летают по сценарию Russia-98, написанному Игорем Супруновым. В сценарии присутствуют, понятное дело, российские города и аэропорты, он снабжён большим комплектом текстур, обновляющим все текстуры MSFS-98 (и в других сценариях в том числе), адаптирован под 3D, и даже времена года в нём изменяются автоматически. Снег в России по этому сценарию выпадает 1 декабря. Сценарий не имеет мировых аналогов, так как существующие сценарии по СССР имеют мало общего с реальностью. Сейчас в сценарии представлено более 70 городов. При создании использовались карты международной организации гражданской авиации. База клуба расположена в Омске. Это обусловлено двумя факторами: во-первых, в этом городе Игорь вырос, и в этом аэропорту летал его отец, во-вторых, Омск расположен в центре бывшего СССР, что упрощает организацию вылетов. В ангаре клуба уже появились такие российские самолёты, как АН-2, АН-14, АН-24, ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-62, ИЛ-86, ИЛ-96, ТУ-204, ТУ-95, ТУ-22М3. Чтобы создать такой самолёт, недостаточно пару раз щёлкнуть мышью. В программу закладывается около 50 аэродинамических параметров. На самолётах, сделанных в стенах клуба, размещается символика FSCC. Кстати, западные виртуальные авиакомпании в основном платные. Платные услуги начинаются там, где заканчивается мастерство пилотов. План полёта готовит профессионал, всё время вас будет вести диспетчер и т.д. FSCC — бесплатная организация и заинтересована в обратном — чтобы члены клуба летали профессионально. Тяжело в ученье, легко в бою. Ведь клуб с нетерпением ждёт боёв с Microsoft Combat Simulator (это военный симулятор от Microsoft). Combat — такая открытая система, как и MSFS. Изначально в него заложено только 5 самолётов. Но существует возможность импорта самолётов из других симуляторов. При этом им автоматически передаётся способность получать повреждения и вести огонь. Интересно, можно ли будет воевать с диспетчером? Слетать на Берлин или устроить воздушный бой над Сталинградом — давно вынашиваемая мечта Игоря. Игорь Супрунов — не только создатель, он — идеолог клуба и проводник жёсткой системы внутриклубной сертификации. Благодаря его усилиям в клубе всё по-настоящему: и звания, и погоны, соответствующие действительному лётному опыту, и даже команды, отдаваемые КВС на международном авиационном сленге. «Лейтенанты» и «капитаны» говорили мне в чате, что летать в FSCC интересно именно из-за строгой организации, которая не даёт расслабляться и позволяет овладеть лётным мастерством. В физическом кабинете «начальника штаба», который мне удалось посетить, — десятки коробок с симуляторами, шестилетняя коллекция. Ни на одном прилавке вы такого не увидите. Виртуальный профессионализм вырос из реального: Игорь — бывший гражданский лётчик, закончил Актюбинское высшее лётное училище. Любит летать на поршневых самолётах, типа АН-2, и на лайнерах 50-х годов. Его дочь уже управляла настоящим самолётом. В компьютерное небо папа выпускает её на параплане. А недавно в Санкт-Петербурге вышла книга Игоря «Летать — это очень просто», посвящённая симулятору MSFS. Заказать её можно на сервере клуба. В планах инициативной группы — выпуск общероссийского журнала о симуляторах и авиации. Международная ассоциация пользователей Microsoft Simulator (Microwings, www.мicrowings.com), кстати, выпускает журналы, целиком посвящённые только MSFS. Сейчас в клубе 40 членов, но рассказывать можно о каждом. Генерал Бегемот — бывший военный лётчик, ныне предприниматель. Генерал Балтика — кинооператор из Москвы. Полковник Кризис — московский программист, живущий в Чикаго, автор «чёрного ящика». Собирается поступать в лётную школу в Штатах. Есть и иностранцы — португалец и македонец. Португалец Рикардо собирается создать свою эскадрилью, чтобы летать из Лиссабона в Россию. Все живут вне полётов в виртуальной гостинице, построенной на сервере. У каждого есть отдельный номер, в котором можно разместить домашнюю страничку. Структура сервера вообще представляет собой виртуальный аэродром, на котором есть ангар с самолётами FSCC, взлётная полоса, 9-этажная гостиница, командно-диспетчерский пункт. На входе на территорию «аэродрома» вывешивается клубная газета, на которой наряду с новостями часто присутствует радостная информация об очередных повышениях. Зачем клуб всем этим людям? Кто-то мечтал о полётах с детства. Бывшие лётчики скучают по небу, которое им уже покорялось (например, один отставник из Южно-Сахалинска). Кому-то симулятор даёт возможность полетать на любимом самолёте. Игорь летает с бывшим однокашником — где ещё доведётся? Недавно появился настоящий в прошлом диспетчер из Питера, который хочет стать виртуальным диспетчером клуба. Те, кто знает, как бывает в небе на самом деле, очень ценят приближённость MSFS к действительности. Сидишь за ручками управления, пользуешься педалями. Как в кабине! Система Thrust Master (www.thrustmaster.com), включающая джойстик, ручку газа и педали, полностью соответствует военному стандарту США. Многие же пользуются сейчас джойстиками последнего поколения, передающими усилие на руку пилота. На экране — реальные ландшафты, города и маяки, по-настоящему портится погода, могут внезапно отказать бортовые системы. Из виртуального Омска в Москву лететь по времени ничуть не меньше, чем в жизни. Игорь рассказывал, как он летал с генералом Бегемотом 9-13 часов в он-лайне в Токио и на Дикси, а с утра — на работу. Слоган MSFS звучит: «Так же реально, как и на самом деле!» (As Real As It Gets!). Слава Богу, правда, что в жизни не так часто виснет бортовой компьютер или падает связь. А то крушения стали бы повседневностью. И главное, почему мы с большим удовольствием пишем о MSFS и его приверженцах, — это то, что Интернет является оптимальной средой для полётов в этом пакете. Почти все дополнительные файлы к этому симулятору размещены в Интернете. Все клубы и иные объединения пилотов существуют виртуально. В режиме мультиплейера вы можете не только полетать, но и просто понаблюдать за другими в качестве наблюдателя. Так что смотрите и включайтесь в стройные ряды нашего российского Flight Simulator Century Club. |
|
|
|