|
Предлагаю Вашему вниманию интервью с Валерием Сальниковым, работающим с 1993 года в системе ОВД ВеликобританииРасскажи, пожалуйста, коротко о себе: где учился, работал, как попал в Англию.
Я закончил Академию гражданской авиации в 1977 году. Поступил на работу в аэропорт «Пулково» города Ленинграда диспетчером, затем стал старшим диспетчером, а после ещё одного года учёбы в Академии я был назначен начальником АДЦ. В 1992 году во время очередного визита в Англию (у меня там уже была семья) я получил предложение от компании «Serco» поработать на них. Вот, собственно, и вся предыстория.
Наверное, ты был в одной из первых групп авиадиспетчеров, которые поехали в Англию на учёбу?
Я не помню уже точно, когда это было, примерно, в 1990 или 1991 году.
Во время учёбы в Англии я встретил девушку, на которой вскоре женился. С тех пор и началась моя неспокойная жизнь, во время которой я старался совместить работу в одной стране с семейной жизнью в другой. Со временем пришлось решать дилемму: либо перевозить семью в Россию, но моя жена не говорила по-русски, либо искать работу в Великобритании или ещё где-нибудь за границей. К тому же подрастающая дочь всё реже видела отца, и это положение становилось невыносимым. Поэтому предложение от «Serco» появилось как никогда кстати и решало все мои проблемы.
Хотелось бы узнать, как дальше развивались события в связи с отъездом?
После получения предложения о работе, встала проблема получения разрешения на работу в Великобритании. Дело в том, что у меня была только туристическая виза на пребывание в Великобритании на срок не более 6 месяцев. Таким образом, я не мог начать работать в Великобритании. Для этого я должен был вернуться в Россию и получить разрешение на работу в Британском посольстве. Проблема состояла ещё и в том, что в 1992 году невозможно было собрать все необходимые бумаги за столь короткий срок, а моя учёба должна была начаться уже в феврале 1993 года. Если бы я пропустил этот курс, то следующий набор был бы уже в сентябре-октябре, что мне никак не подходило. К счастью для меня, сотрудники Министерства внутренних дел помогли, подсказав мне, что моя проблема решилась бы просто, если я докажу, что мой брак с гражданкой Великобритании не является браком по расчёту. Доказать это было не сложно для меня, а они, в свою очередь, сдержали своё слово. В итоге, через месяц я уже имел разрешение на бессрочное пребывание в Великобритании на основании брака с гражданкой этой страны, что автоматически давало мне право на работу в Соединённом Королевстве.
После всего этого я позвонил к себе на работу, объяснил им ситуацию и сразу же уволился по телефону.
Понятно, что мои родители были не в восторге от всего этого, но жизнь есть жизнь. К тому же самое главное для меня - это быть вместе со своей семьёй, и я думаю, на это имеет право любой человек.
Основные трудности в самом начале жизни в Великобритании?
На самом деле я не могу выделить какие-то особенные трудности. Жизнь здесь, как и везде, не похожа на прямую дорогу, к тому же я не ожидал чего-либо особенного. Жизнь складывалась и продолжает складываться из решения ежедневных, обыденных проблем, которые были и во время жизни в России. Это не зависит от места проживания. В то время для меня было важно, чтобы я мог жить со своей семьёй.
Решил ли ты сразу пробиваться по профессии или пришлось заниматься сначала чем-то другим?
Благодаря компании «Serco» мне посчастливилось сразу работать по профессии и не пришлось водить такси или делать что-либо другое, чем обычно занимаются иммигранты. Перед тем как начать работать авиадиспетчером, я должен был получить лицензию. Мне пришлось потратить несколько месяцев на изучение курса УВД на аэродроме, как обыкновенному студенту. Разница была лишь в том, что компания «Serco» платила мне небольшую зарплату, когда я был в колледже, что дало возможность мне обеспечивать семью, так как моя жена в это время не работала.
То, что ты русский, тебе помогало или наоборот?
Я бы сказал, что нет. Это определённо не помогало, но с другой стороны, я не могу сказать, что это мешало. Были случаи, когда я чувствовал, что будь я англичанином, то я бы имел больше шансов получить работу, которую я хотел, но все эти ощущения были на уровне подсознания. В любом случае, где бы ты не начинал, ты всё равно начинаешь как иностранец.
Я считаю, что ты должен доказать сначала свой профессионализм, и когда люди видят, что ты нормальный человек, только тогда можно рассчитывать на их уважительное отношение к себе.
В конечном итоге я получил, что хотел, и у меня не было проблем во время работы в системе ОВД Великобритании, где профессиональная репутация и личный характер играют не последнюю роль.
И, если не секрет, кто тебе помогал?
Ты можешь не поверить, но в действительности кроме нескольких работников Министерства внутренних дел - никто. Хотелось бы к этому добавить, что всё, чего я достиг и имею на данный момент, я добился упорным трудом и при полной поддержке моей семьи. Им пришлось многим пожертвовать, чтоб я достиг результата.
Я думаю, каждый помнит свой первый день работы диспетчером, какой он был у тебя в Великобритании?
Сказать по правде он мне не запомнился, наверное, это был обыкновенный день. Накануне, после четырёх месяцев стажировки, я начал работать самостоятельно и ничего нового для меня в этом не было. Это всё происходило в 1993 году в Ливерпуле. Хотелось бы сказать, что движение было сумасшедшее, около 42-48 бортов в час, при такой работе можно забыть обо всём, а придя домой, тоже пытаешься обо всё забыть и расслабиться.
Пришлось ли тебе учиться тому, что ты умел в России, или знаний хватало и нужно было только немного переучиться?
Мне пришлось учиться на курсах ОВД, которые заканчивают все диспетчера Соединённого Королевства. Единственной «скидкой» для меня было то, что мне не пришлось 9 месяцев работать ассистентом или на какой-либо другой должности, связанной с авиацией, для того чтобы приобрести нужный опыт работы. Также заново мне пришлось пройти курсы по метеорологии и аэронавигации с последующей сдачей экзаменов по каждой дисциплине для того, чтобы получить сертификат на ОВД Соединённого Королевства.
Очевидно, что по многим аспектам системы ОВД России и Великобритании различаются, поэтому некоторые вещи мне пришлось учить заново. Хотя, в общем, должен признать, что ОВД есть ОВД, и не имеет значения, где ты работаешь. Основные принципы одинаковы во всём мире. Однако, некоторые детали могут значительно отличаться.
Кстати, пришлось ли тебе принимать гражданство, чтобы можно было работать в системе ОВД?
Нет, я начал работать диспетчером, имея Российское гражданство. Сейчас у меня двойное Британско-Российское гражданство. Я принял Британское гражданство достаточно давно. Министерство внутренних дел Великобритании признало моё гражданство без каких-либо проблем. Проблемы у меня возникли с Российским правительством. Оно не признаёт двойное Британско-Российское гражданство. Для того чтобы его признали, нужно особое соглашение с Соединённым Королевством, которого у него нет. Это типичная бюрократическая отговорка. Поэтому я путешествую по всему миру как гражданин Великобритании. Но если бы однажды мне пришлось вернуться в Россию, то я должен был бы въехать в страну, как гражданин России, если я не отказывался от Российского гражданства, что я не собираюсь пока делать.
Языковая проблема, долго ли она стояла?
Язык никогда не был проблемой. Я его достаточно хорошо знал до приезда в Соединённое Королевство.
В каких городах тебе пришлось пожить, и где ты сейчас живёшь?
Я живу в Борнмуте, там же живёт моя семья. Я работал в международном аэропорту в Ливерпуле (260 миль от Борнмута), где оставался на рабочий цикл, возвращаясь на выходные в Борнмут. Сейчас я работаю в Басе (70 миль от Борнмута) и неделю живу в колледже, возвращаясь на субботу-воскресенье домой. Вам может показаться, что работа находится далеко от дома, но здесь это более или менее нормально, и люди ездят на работу на большие расстояния, не меняя местожительства.
Смог бы ты определить основные отличия систем ОВД в России и в Великобритании?
Мне трудно это сделать, так как я не был в России почти 10 лет, и, возможно, что-то изменилось с того момента, как я уехал. Очевидно, что различные классификации воздушного пространства в Великобритании более чёткие по сравнению с Россией. Здесь класс воздушного пространства, где расположен аэродром, определяет все правила и операционные процедуры. Британское ОВД не имеет фиксированных точек передачи управления, как в России. Пункты передачи согласуются для каждого самолёта между соответствующими диспетчерами. Векторение используется не только для создания интервала, но и для аэронавигационных целей, а также пока воздушное судно не окажется в зоне действия курсового радиомаяка. В отличии от других стран ИКАО, совсем не требуется разрешение на заход на посадку. Здесь мы сообщаем воздушному судну тип захода на посадку, который будет использован при векторении, а затем пилот докладывает, когда воздушное судно оказывается в зоне действия курсового радиомаяка, и только после этого мы выдаём инструкции по снижению. Принцип визуального контроля в районе аэродрома совершенно не похож на тот, что применяется в России. Это только некоторые примеры. Должен сказать, что это трудный вопрос, который требует изучения и на который нельзя ответить несколькими словами.
Диспетчер в Великобритании во время работы связан ли таким большим количеством нормативных документов, как в России?
Я не знаю, какое количество нормативных документов по УВД в России сейчас. Полагаю, что у нас те же документы, что и у вас. Но должен сказать, что документы написаны немного по-другому и, возможно, нам приходится читать и запоминать гораздо больше документов, чем вам.
Престижна ли профессия диспетчера в Англии, знают ли о ней люди, не связанные с авиацией?
Не совсем. Это относительно хорошо оплачиваемая работа, и большинство молодых диспетчеров выбрали её из-за денег. В Великобритании очень высокий уровень движения, и здесь ты выполняешь работу не для удовольствия. Конечно, наша профессия не так популярна, как профессия футболиста или биржевого маклера (брокера). Однако, здесь люди хорошо информированы об этой профессии. По крайней мере они знают, кто такие авиадиспетчеры, благодаря французским и испанским диспетчерам, которые постоянно бастуют.
Может ли английский диспетчер поехать работать в другую страну, и какие страны пользуются популярностью?
Да, но это не так легко, как кажется. Существуют серьёзные проблемы с лицензией, языком и т.д. Хотя лицензия Соединённого Королевства действительна во многих странах, но в силу каких-либо обстоятельств иногда невозможно получить работу.
Насколько я знаю, наймом диспетчеров занимается фирма «Serco»?
Я работаю в «SERCO» с 1993 года. Это большая компания, которая занимается различными видами бизнеса в сфере обслуживания. Они занимаются наймом персонала для ОВД в Великобритании и других странах с привлечением квалифицированных диспетчеров Соединённого Королевства и зарубежных диспетчеров, имеющих сертификат ИКАО. Однако, из-за фиаско в их претензиях на приватизацию Национальной службы обслуживания воздушного движения (NATS) в Соединённом Королевстве, службы ОВД фирмы «SERCO» и их учебные курсы находятся в упадке. Они потеряли контракты как в Соединённом Королевстве, так и за рубежом, и в конце концов будет закрыт в конце июля колледж в Басе, где я сейчас работаю.
Обращались ли к тебе с просьбой о помощи наши соотечественники?
Да, несколько человек просили помочь им найти работу в сфере ОВД в Соединённом Королевстве, но должен сказать, что без сертификата Соединённого Королевства или по крайней мере признанного сертификата ИКАО это, практически, невозможно.
Насколько я понял, ты сейчас преподаёшь?
Правильно. Я работаю инструктором в Бейлбрукском колледже, а в июле начну работать инструктором в колледже в Борнмунте. Я также имею квалификацию инструктора по приёму экзаменов для работы в зоне подхода и в этом месяце заканчиваю обучение на инструктора по приёму экзаменов для работы в зоне аэродрома. Такую квалификацию имеют в Объединённом Королевстве только 5 человек, включая меня. С этой точки зрения у меня всё нормально.
Это труднее, чем работать диспетчером?
Я бы сказал, да.
Как ты думаешь, профессия диспетчера накладывает свой отпечаток на человека?
Думаю, что да.
Я имел ввиду, сильно ли отличается диспетчер английский от русского?
В общем, британцы очень похожи на русских. Я также не вижу большой разницы между британскими и русскими диспетчерами.
Как остро у вас стоит проблема приватизации системы УВД?
Она решена, и сейчас NATS приватизирована консорциумом авиакомпаний. Всех это устраивает.
Что с центром «Swanwick», все уже устали ждать пуска?
Честно говоря, я не знаю. Так много противоречивых планов и слухов, что я не хочу в это вникать. Вероятно, когда в июле я начну работать в NATS, я смогу что-то узнать об этом, так как центр «Swanwick» принадлежит NATS.
Какие льготы есть у диспетчеров в Англии, а за какие они ещё борются?
В «SERCO» — никаких. Если ты работаешь в «SERCO», то у тебя хорошая зарплата, 25 дней отпуска, относительно хорошая схема пенсионного обеспечения и страховка. Условия в NATS гораздо лучше во всех аспектах, но я не знаю деталей, так как начну там работать в июле.
Часто ли ты бываешь в России?
Я там не был с того времени, как уехал, а из-за проблем с гражданством и визами я не планирую поездку в ближайшем будущем.
С твоим опытом работы в различных системах ОВД хотел бы ты поработать (преподавать) в России, и обращались ли к тебе с таким предложением?
Никто мне это не предлагал. Очевидно, такое предложение должно исходить от российской стороны. Если я получу такое предложение, то я его серьёзно проанализирую с точки зрения всех условий. Однако, я сомневаюсь, что сейчас ваше руководство гражданской авиации сможет предложить мне условия, сравнимые с теми, которые мне предложили в NATS.
Беседу вёл Эдуард Колодный
|