Разбор - дело тонкое…
Диспетчер СКЦ АУВД "Стрела"
Грецкий Е.НОдним из условий качественного ОВД является постоянная работа, направленная на совершенствование знаний и навыков диспетчерского состава. Выявить недостатки в работе, причины, вызвавшие их, и научить правильно работать - вот одна из главных задач старших диспетчеров и руководителей полётов. Основную роль в решении этой задачи играет качественное проведение разборов.
Сбор материала для разбора осуществляется во время всей работы смены от приёма до сдачи дежурства. Фиксируются все нарушения, даже незначительные, оценивается качество прогнозирования воздушной обстановки, рациональность и своевременность принятия решений. Материал может подбираться и целенаправленно - для исключения каких-либо определённых недостатков. Важно на разборе использовать данные средств объективного контроля за отработанную смену или цикл. Чем "старее" материал, тем ниже эффективность разбора.
После сбора материала необходимо подготовиться к проведению разбора: сделать выписки радиообмена, вырезки из графика, просмотреть видеозапись, приготовить схемы расположения воздушных судов на конкретный момент времени, собрать метеоинформацию, данные о работе РТС, технической годности аэродромов и т.д. После этого проанализировать каждое нарушение или ситуацию, определить нарушенные или невыполненные пункты документов и составить план проведения разбора.
При проведении разбора полезно использовать магнитозапись радиообмена. Прослушав свою собственную речь, такие недостатки как нечёткость, многословие, ненужные повторения, неуверенная речь, сонный голос, посторонний шум, тон, громкость и скорость речи, как правило, исправляются моментально.
При использовании вырезок из графика обращать внимание на то, чтобы все технические операции были отмечены соответственно времени их выполнения. График должен быть читаем и отображать максимум информации. Почти вся информация, поступающая диспетчеру, должна быть отображена на графике.
Наиболее сложно научить диспетчера правильно анализировать и прогнозировать изменение обстановки, работать активно. Для этого на разборе использовать просмотр видеозаписи, схемы расположения воздушных судов, выписки из радиообмена, вырезки из графика, показ необходимости предварительного расчёта при конфликтных ситуациях, необходимость использования соответствующих таблиц, положительный опыт. К решению данной проблемы необходимо подходить творчески.
Наряду с серьёзными недостатками на разборе необходимо рассматривать и мелкие, которых обычно гораздо больше. Чем они вызваны? Незнанием, неправильным пониманием или другими причинами? На эти вопросы должны быть ответы. Если причина в незнании, например, то при некотором стечении обстоятельств это, на первый взгляд несущественное нарушение, может привести к серьёзным последствиям. Известно, что почти все происшествия произошли из-за цепочки мелких нарушений. Поэтому выяснению причин мелких нарушений необходимо уделять достаточное время.
По каждому замечанию необходимо указывать на нарушение конкретных пунктов руководящих документов, зачитать эти пункты, объяснить, какие действия или их очерёдность являлись правильными в данной ситуации.
В конце разбора лицам, допустившим нарушения, выдаются индивидуальные задания по темам, соответствующим нарушениям.
Замечания на разборе должны даваться в форме, не унижающей достоинство подчинённого, корректно, с чётким обоснованием, тогда они будут адекватно восприняты и не перейдут в плоскость межличностных отношений, конфликтов.
Подобное проведение разборов заставит каждого специалиста постоянно заниматься совершенствованием своих знаний и навыков, повысит уровень дисциплины, качество ОВД. Повышение качества ОВД, конечно, произойдёт не мгновенно, но через некоторое время оно станет явным.
Результаты и материалы разборов должны накапливаться, анализироваться, использоваться, при необходимости, на последующих разборах и при составлении анализа работы смены. Количество и качество материала может характеризовать работу всей системы от диспетчера до руководителя полётов.
Изложенный материал не отражает всех проблем и полного объёма работы при подготовке и проведении разбора, а касается только некоторых аспектов.
Разбор - дело тонкое…