|
|
|
Такое далёкое, но всё равно очень близкое зарубежьеНа вопросы журнала «Сектор» любезно согласился ответить Янис Ярмолии, Литва. Янис, я не ошибусь, если скажу, что ты заканчивал Рижское училище, наверное, уже давно?Да, это было в 1982 году.К профсоюзному движению во времена Союза ты имел отношение?Нет. Относился к этому пессимистически, считал это простым сбором денег, не более того. А уже в последние годы решил, что хватит плакаться друг другу, нужно взять и что-то сделать. Создали свою ассоциацию, вступили в IFATCA, с 1995 года регулярно принимаем участие во всех конференциях.Можно ли сказать, что профсоюз авиадиспетчеров в Литве — не на последних ролях?Одно то, что администрация садится с нами на подписание коллективного договора — это уже победа. Каждый пункт очень тщательно прорабатывается. Ты сам понимаешь, что в каждом коллективе есть группа активных людей, а есть и те, кто думает, что если зарплату не прибавили, то и работы профсоюза нет. Поэтому объясняешь людям. То, что мы здесь на этом турнире — это заслуга ассоциации.Сочетание слов «коллективный договор» несколько странно звучит для Литвы, вы не перешли на контрактную систему?Всё к этому, я думаю, идёт. В данный момент я раз в два года подписываю рабочий договор отдельно. Это такой листок, в котором указаны должность, зарплата и т.д. Я его обязан подписать, но чтобы быть готовым к его подписанию, нужно заранее работать с администрацией. И это ещё раз доказывает, что ассоциация нужна, и роль её трудно переоценить.Время забастовок в нашей стране для нашей профессии, я думаю, прошло, к тому же, они и запрещены, какова ситуация в Литве?Да, я считаю, что это проигрыш. Но в Литве диспетчеры могут бастовать. За 21 день подаётся заявка. У нас был реальный шанс однажды, мы собрали подписи коллектива за забастовку (около 85%), но, к сожалению, на этом и успокоились. Главное — проявить решительность. Полякам хватило всего 3 часа забастовки, чтобы им повысили зарплату на 500 долларов.Сколько реально действующих аэропортов в Литве?Официально у нас четыре действующих международных аэропорта: Шауляй, Каунас, Паланга и Вильнюс.Как много людей в профсоюзе?В ассоциации диспетчерских профсоюзов Литвы насчитывается 75 человек. Некоторые из наших коллег ещё раздумывают о вступлении.Условия труда, оборудование изменились?Да, конечно. В Каунасе, Вильнюсе, Паланге — современная аппаратура «Томсон». Есть сауна, кухня со всем современным оборудованием, комната отдыха. В этом плане — грех жаловаться. В Шауляе построена новенькая вышка.Вы сразу перешли на документы и стандарты ICAO?Да, сразу. Документ «4444» — у нас на русском, АИП уже есть на литовском языке. Есть электронный вариант. В АИП уже два языка введено: английский и литовский. Литовские авиакомпании имеют право работать, а я обязан им отвечать на литовском языке. Сначала было необычно работать с интервалом в 5 миль, но привыкли быстро, как и ко всему хорошему. Важно только не переборщить, т.к. TCAS чётко срабатывает. Движение ровное, без перегрузок, проблемы возникают в основном с малой авиацией. В Литве очень много аэроклубов, ещё в советские времена она была одной из ведущих республик по числу аэроклубов. Маленькая авиация только частично оборудована ответчиками. Мне лично лучше иметь на связи десять «Боингов», чем три маленьких самолёта.Приём новых диспетчеров происходит?Да, в Вильнюсе открыли при государственном университете авиационный факультет, и уже есть выпускники.Вы уже получили гражданство?Да. В Литве в этом плане было очень демократично. Я даже думал, что в моей родной Латвии будет проще получить гражданство, потому что она со времён ещё латышских стрелков была теснее связана с Россией. И вдруг такой нонсенс, кошмар и унижение людей. В Литве чётко было сказано, что нужно получить гражданство, если хочешь работать авиадиспетчером. Все, кто хотел, без проблем его получили.Если уменьшится поток движения, это отразится на вашей зарплате?Да. Однозначно.А если он завтра увеличится, Вы потребуете увеличить зарплату?Потребуем, но это будет очень сложно сделать. Существует некоторый уровень, выше которого тебе не позволят иметь зарплату. Это проблема небольших государств, где служба движения неожиданно становится богатой, а все остальные государственные служащие не могут за ней угнаться. Особенно это трудно доказать на министерском уровне, где оперируют средними зарплатами и сравнивают их с зарплатами других служащих.Но ведь в разных аэропортах разное движение, это как-то учитывается?Существуют коэффициенты. Например, оклад диспетчера РЦ без ночных, премиальных и т.д. 620 долларов. У диспетчеров Каунаса и Паланги получается оклад 520 долларов. Ночные получают только диспетчеры Вильнюса.Билет бесплатный вам оставили?Да, есть, но не с нашей авиакомпанией. Почему-то с ними отношения не сложились. У нас договор с «Finair», и это заслуга ассоциации. Финны пошли нам навстречу, мы им ничего не платим. Поляки на «Lot» предоставили бесплатные билеты, есть с «Аэрофлотом» договор, а если летишь «Люфтганзой», то платишь всего 20%. Но, как не странно, уже это не так актуально, ажиотаж уже прошёл, и многие предпочитают отдохнуть где-нибудь на озёрах или съездить к родителям в Россию, у кого они там.Твоё впечатление от турнира.Это самый лучший турнир, где я участвовал. На второе место я бы поставил турнир в Португалии — это по организации, по гостеприимству. Мы даже рады, что не попали в Шотландию на чемпионат Европы, потому что поздно перевели деньги, а если бы попали, то сюда не смогли бы приехать. Всё-таки, две поездки — это многовато. А этот турнир просто шикарный, и мы не жалеем.Над чем сейчас предстоит работать профсоюзу в первую очередь?Я думаю, что над пенсией. У нас пенсии с 65 лет. Это, конечно, полный нонсенс, кто-то подмахнул в своё время, не глядя. Оптимальный возраст для пенсии, я считаю, 55 лет, главное, чтобы пенсия была достойная. В Латвии на пенсию с 50 лет диспетчеры уходят, но у них частный пенсионный фонд, созданный несколько лет назад. Они дают человеку хорошую пенсию (около 400 USD), но после 50-ти он за каналом уже не работает.Престижна ли профессия авиадиспетчера в Литве, или о ней не знают?За последние 5-6 лет, мне кажется, о ней узнали больше, чем за всё предыдущее время. К тому же, когда закупали оборудование фирмы «Томсон», об этом много писали в центральной прессе. У нас даже есть телепередача, которая так и называется «Аэродром», и выходит она раз в неделю. Но всё равно этого мало, нужно основывать такие новые технологии, как Интернет, печататься в периодических изданиях. Я считаю, что в плане рекламы нашей профессии ассоциация должна не ждать «с моря погоды», а приложить максимум усилий.Беседу вёл Эдуард Колодный |
|
|
|