|
История Районной автоматизированной системы управления воздушным движением (РАС УВД) “Стрела”
История Районной автоматизированной системы управления воздушным движением (РАС УВД) “Стрела” начинается в семидесятых годах, когда решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 1974 года был задан эскизный проект на систему. Начало разработки определено постановлением Совета Министров СССР от 23.02.78. Предполагалось, что в стране будет развернуто одиннадцать систем “Стрела”. Тем же постановлением утверждено развертывание головного образца системы в Ростовском объединенном районе УВД с центром управления в Ростове-на-Дону. Затем последовал еще ряд решений Правительства о создании РАС УВД “Стрела”, определены предприятия – изготовители системы, а также головной разработчик – Московский научно - исследовательский Институт приборной автоматики; установлен срок завершения совместных государственных испытаний системы – декабрь 1986г. и назначена государственная комиссия по их проведению.
В силу ряда причин, разработчики не смогли реализовать заданные тактико-технические требования на РАС УВД “Стрела” и система не была введена в эксплуатацию в установленный срок. Последовали несколько лет доработок и различных видов испытаний. Для достижения требуемой устойчивости работы вычислительного комплекса и заданного коэффициента сохранения эффективности системы разработчикам пришлось пойти на сокращение функциональных задач, ликвидацию межмашинного обмена плановой и управляющей подсистемы.
Тот факт, что состояние оборудования действовавших в то время Ростовского, Краснодарского, Сочинского, Минводского и Махачкалинского районных центров по причине старения уже не обеспечивало необходимого уровня безопасности полетов и то, что дальнейшая затяжка ввода “Стрелы” могла привести к ликвидации СКЦ АУВД, вынудили руководство центра начать реальное УВД не дожидаясь завершения всех видов испытаний и полного устранения недостатков системы. Этому способствовало то, что с апреля 1990 года было организовано управление движением в секторах Р1 – Р6 и К3 с использованием аппаратуры КДП-4, развернутой в здании СКЦ АУВД. КДП-4 решено было использовать в качестве резерва на случай выхода из строя РАС УВД “Стрела”.
В отличии от первоначальных планов, работу с пультов системы начинали поэтапно, вводя необходимые доработки в программное обеспечение. К управлению воздушным движением с использованием РАС УВД “Стрела” приступили в следующие сроки: сектора Р1 – Р6 и К3 в конце июля 1990 года;
сектора К1, К2, С1, С2 с 1 октября 1990 года;
сектора В1 – В4 в конце февраля 1991 года;
сектор М1 с 3 марта 1991 года.
Таким образом, фактически был завершен ввод системы в эксплуатацию. При этом официально, ввод РАС УВД “Стрела” в штатную эксплуатацию осуществлен совместным приказом министра транспорта РФ, министра промышленности РФ и главнокомандующего ВВС от 16 ноября 1992г. №92/1205/256 с 1 октября 1992 года.
Из-за того, что в период ввода и испытаний системы было израсходовано до 80% установленного ресурса технических средств, а использованные разработчиками ЭВМ типа ЕС-1060 всегда отличались крайне неустойчивой работой, с начала штатной эксплуатации сразу пришлось проводить работы по замене и модернизации оборудования. Наиболее существенной работой из этого ряда явилась замена центральных устройств ЭВМ ЕС-1060 на IBM-4381, а также периферийных устройств вычислительных машин на IBM и IBM совместимое оборудование, что более чем на порядок повысило устойчивость работы системы.
Проведены также работы по замене ВРЛ на РЛП 1,3,5; доработкам ВРЛ с целью исключения ламповых усилителей из приемного тракта; изменению назначения и порядка резервирования устройств КАПД; доработкам программного обеспечения; замене систем вентиляции и кондиционирования РЦ и РЛП-2; замене аккумуляторных батарей аварийных источников электроснабжения; оптимизации размещения оборудования на всех РЛП. В систему введено дополнительное оборудование: РЛК-6 и РЛК-8; аппаратура бесперебойного электропитания РЦ типа EDP 90/250; две радиорелейные линии на РЛП-3.
В результате работ по модернизации оборудования, проведенных Госкомгидрометом, РАС УВД “Стрела” потеряла возможность сопряжения и автоматического получения информации метеорадиолокаторов.
В настоящее время австрийской фирмой FREQUENTIS ведется разработка и изготовление комплекса диспетчерской связи для замены КАРС “Стрела-Р”; испанской фирмой INDRA заканчивается изготовление бай-пассного оборудования для резервирования КААУ “Снасть-РЦ”, которое в перспективе предусматривается дооснастить для полной замены КААУ.
Данная статья описывает состав оборудования СКЦ АУВД "Стрела" на начало 1999 года.Заместитель главного инженера СКЦ АУВД "Стрела" Макаричев В.Ф.
|