К началу
Журнал
Стрела
Академия ГА
Интересные ссылки
Журнал в формате Acrobat Reader
Фотографии
Новости
Можно не читать
Поиграем!!!
Записи
Отзывы
Форум

Информационный сервер российской авиации

История Районной автоматизированной системы управления воздушным движением (РАС УВД) “Стрела”

История Районной автоматизированной системы управления воздушным движением (РАС УВД) “Стрела” начинается в семидесятых годах, когда решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 1974 года был задан эскизный проект на систему. Начало разработки определено постановлением Совета Министров СССР от 23.02.78. Предполагалось, что в стране будет развернуто одиннадцать систем “Стрела”. Тем же постановлением утверждено развертывание головного образца системы в Ростовском объединенном районе УВД с центром управления в Ростове-на-Дону. Затем последовал еще ряд решений Правительства о создании РАС УВД “Стрела”, определены предприятия – изготовители системы, а также головной разработчик – Московский научно - исследовательский Институт приборной автоматики; установлен срок завершения совместных государственных испытаний системы – декабрь 1986г. и назначена государственная комиссия по их проведению. В силу ряда причин, разработчики не смогли реализовать заданные тактико-технические требования на РАС УВД “Стрела” и система не была введена в эксплуатацию в установленный срок. Последовали несколько лет доработок и различных видов испытаний. Для достижения требуемой устойчивости работы вычислительного комплекса и заданного коэффициента сохранения эффективности системы разработчикам пришлось пойти на сокращение функциональных задач, ликвидацию межмашинного обмена плановой и управляющей подсистемы. Тот факт, что состояние оборудования действовавших в то время Ростовского, Краснодарского, Сочинского, Минводского и Махачкалинского районных центров по причине старения уже не обеспечивало необходимого уровня безопасности полетов и то, что дальнейшая затяжка ввода “Стрелы” могла привести к ликвидации СКЦ АУВД, вынудили руководство центра начать реальное УВД не дожидаясь завершения всех видов испытаний и полного устранения недостатков системы. Этому способствовало то, что с апреля 1990 года было организовано управление движением в секторах Р1 – Р6 и К3 с использованием аппаратуры КДП-4, развернутой в здании СКЦ АУВД. КДП-4 решено было использовать в качестве резерва на случай выхода из строя РАС УВД “Стрела”. В отличии от первоначальных планов, работу с пультов системы начинали поэтапно, вводя необходимые доработки в программное обеспечение. К управлению воздушным движением с использованием РАС УВД “Стрела” приступили в следующие сроки: сектора Р1 – Р6 и К3 в конце июля 1990 года; сектора К1, К2, С1, С2 с 1 октября 1990 года; сектора В1 – В4 в конце февраля 1991 года; сектор М1 с 3 марта 1991 года. Таким образом, фактически был завершен ввод системы в эксплуатацию. При этом официально, ввод РАС УВД “Стрела” в штатную эксплуатацию осуществлен совместным приказом министра транспорта РФ, министра промышленности РФ и главнокомандующего ВВС от 16 ноября 1992г. №92/1205/256 с 1 октября 1992 года. Из-за того, что в период ввода и испытаний системы было израсходовано до 80% установленного ресурса технических средств, а использованные разработчиками ЭВМ типа ЕС-1060 всегда отличались крайне неустойчивой работой, с начала штатной эксплуатации сразу пришлось проводить работы по замене и модернизации оборудования. Наиболее существенной работой из этого ряда явилась замена центральных устройств ЭВМ ЕС-1060 на IBM-4381, а также периферийных устройств вычислительных машин на IBM и IBM совместимое оборудование, что более чем на порядок повысило устойчивость работы системы. Проведены также работы по замене ВРЛ на РЛП 1,3,5; доработкам ВРЛ с целью исключения ламповых усилителей из приемного тракта; изменению назначения и порядка резервирования устройств КАПД; доработкам программного обеспечения; замене систем вентиляции и кондиционирования РЦ и РЛП-2; замене аккумуляторных батарей аварийных источников электроснабжения; оптимизации размещения оборудования на всех РЛП. В систему введено дополнительное оборудование: РЛК-6 и РЛК-8; аппаратура бесперебойного электропитания РЦ типа EDP 90/250; две радиорелейные линии на РЛП-3. В результате работ по модернизации оборудования, проведенных Госкомгидрометом, РАС УВД “Стрела” потеряла возможность сопряжения и автоматического получения информации метеорадиолокаторов. В настоящее время австрийской фирмой FREQUENTIS ведется разработка и изготовление комплекса диспетчерской связи для замены КАРС “Стрела-Р”; испанской фирмой INDRA заканчивается изготовление бай-пассного оборудования для резервирования КААУ “Снасть-РЦ”, которое в перспективе предусматривается дооснастить для полной замены КААУ. Данная статья описывает состав оборудования СКЦ АУВД "Стрела" на начало 1999 года.

Заместитель главного инженера СКЦ АУВД "Стрела" Макаричев В.Ф.

Наверх
©1996-2001, Эдуард Колодный