Взгляд на ФАС России
Интервью, взятое журналом "SKYWAY" у первого
заместителя директора ФАС России В.Ю. Галкина
Основной деятельностью ФАС в России является регулирование деятельности гражданской авиации?
Основные приоритеты, стоящие перед ФАС России, определены в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации и протоколом, подписанным между правительством России и ФАС в августе 1996 года.
В соответствии с этими документами ФАС России наделена полномочиями по надзору и регулированию деятельности гражданской авиации и управления воздушным движением в пределах своей компетенции, которая определена Российским законодательством.
ФАС России следит за соответствием между национальными и международными требованиями и стандартами в области гражданской авиации, а также представляет и защищает интересы России в области гражданской авиации в других странах и международных организациях.
В основные приоритеты ФАС России входит:
- определение и выполнение государственной политики в области гражданской авиации по обеспечению безопасности полётов, направленной на обеспечение потребностей государства и его граждан в воздушных перевозках;
- осуществление сертификации и лицензирования в гражданской авиации;
- развитие и улучшение форм и методов в управлении гражданской авиации;
- выполнение экономической, инвестиционной, ценовой, научной, кадровой и социальной политики и реформ в экономике, направленных на переход к рыночным отношениям, увеличение эффективности производства и конкурентоспособности;
- выполнение государственной политики в развитии международных и экономических связей с другими государствами и международными организациями в области гражданской авиации;
Российская Федерация - большое государство, и стратегическая важность его воздушного пространства сопоставимо с его размерами и географическим положением. Что предпринимает ФАС для улучшения и модернизации структуры воздушного пространства и систем УВД?
Уникальное географическое положение России, имеющей 25 миллионов квадратных километров воздушного пространства, включая 9 миллионов километров над Арктикой, предопределяет развитие нашей аэронавигационной системы, являющейся важной частью европейской и мировой системы навигации.
Самый высокий объём перевозок приходится на европейскую часть России и Транссибирскую магистраль, где более чем 50% полётов являются международными.
К сожалению, в настоящий момент наша система работает на пределе своих возможностей, пропуская на отдельных участках трасс по 250-300 воздушных судов в день. В связи с этим в России принята национальная программа модернизации аэронавигационной системы. Эта программа планируется до 2005 года и предусматривает развитие и модернизацию систем связи, навигации и внедрение спутниковых технологий. В первую очередь предусмотрена модернизация оборудования в международных аэропортах и по маршрутам для увеличения их пропускной способности.
Я хотел бы отметить успешные усилия, принимаемые рабочими группами RACGAT (Российско-Американская координационная группа по УВД) и TARTAR (рабочая группа по развитию транзитных маршрутов в восточной Европе), которые планируют и координируют внедрение новых трасс, проходящих через восточную часть европейского региона. Только в результате активности этих групп, в 1997 году было введено около 200 новых маршрутов, общей протяжённостью 25.000 км, пригодных для международных полётов. В настоящий момент ФАС России совместно с коллегами из других государств разрабатывает возможность внедрения новых маршрутов через Северный полюс. Эти трассы свяжут Канаду и США с Юго-Восточной Азией и сэкономят до двух часов полёта по сравнению с обычными маршрутами.
Со спутниковыми системами навигации связывают будущее в управлении воздушным движением. Связывает ли ФАС будущее с этой системой, и какова кооперация со странами Европы, США и Японии в решении этой проблемы?
Как известно, Глобальная система Спутниковой Навигации (GNSS) могла бы быть реализована на основе двух систем: системы GPS (Global Position System) Соединённых Штатов Америки и Российской GLONASS.
На конференции ИКАО, прошедшей в середине мая 1998 года в Рио-де-Жанейро, российская сторона подтвердила свою приверженность этому проекту, но на взаимовыгодной основе, без изменения условий для пользователей системы в течение 15 лет и без применения методов для занижения точности GLONASS.
Имея заинтересованность в скорейшем внедрении CNS/ATM систем (комплекс средств связи, навигации, наблюдения для организации воздушного движения), особенно при слабой технической оснащённости средствами УВД районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, ФАС России уделяет большое внимание развитию таких систем, как WAAS (широковолновая система дифференциальных поправок), EGNOS (европейская геостационарная система навигационных поправок) и MTSAT, которые разрабатываются США, Европой и Японией.
Вдобавок ко всему сказанному, эксперты ФАС приглашены для участия в разработке международных систем УВД под эгидой ИКАО. На наш взгляд, использование локальных систем УВД обеспечит необходимое развитие GPS и GLONASS. Не исключено, что в будущем будут подписаны соглашения о расширении области действия этих систем в США, Европе и Японии для охвата некоторых районов Российской Федерации.
Россия принимает активное участие в проектах ИКАО, в том числе и в работе группы по аэронавигационному планированию воздушного движения в европейском регионе (EANPG). Существуют ли какие-либо проекты, которые касаются России?
Россия имеет планы по развитию национальной системы планирования воздушного движения. Эти планы предусматривают глубокую кооперацию с Управлениями гражданской авиации стран СНГ для согласования планирования воздушного движения в Восточной части Европы, а также с такими организациями, как ИКАО, ИАТА и Евроконтролем, для выполнения основных требований ИКАО в свете будущей системы CNS/ATM. Все эти планы кооперации с международными организациями выполняются непосредственно через Европейскую группу планирования потоков.
На различных встречах и совещаниях российские эксперты выдвигали предложения по улучшению Транссибирских и Трансазиатских маршрутов, развитию систем УВД в Восточной части Европы, планированию потоков воздушного движения, координации между военными и гражданскими секторами УВД по использованию воздушного пространства и т.д.. Мы также принимаем активное участие в разработке новой версии EANP (планирование воздушного движения в Европе) и FASID.
При выполнении всех выше перечисленных планов по развитию Российской системы ОВД, мы также стараемся работать в тесном контакте с Евроконтролем, ИКАО, ИАТА, а также с департаментами гражданской авиации различных европейских государств, США, Китая и других стран.
В феврале 1998 года Вы возглавляли делегацию, которая посетила штаб-квартиру Евроконтроля. Поделитесь Вашими впечатлениями?
Моя февральская поездка была не первой. Впервые я посетил Евроконтроль много лет назад. Насколько я понял, за эти годы произошли серьёзные изменения в этой организации, и все её усилия по консолидации и развитию системы УВД в Европе оказались не напрасны. Евроконтроль смог расширить и усилить своё влияние, что в свою очередь привело к улучшению эффективности по обслуживанию воздушного движения в Европе.
Я бы сказал, что Евроконтроль идёт впереди других международных организаций в вопросе усовершенствования и внедрения современных технологий в области УВД.
Учитывая размеры России с её 89 субъектами федерации, нам очень интересен опыт Евроконтроля по согласованию различных систем УВД. В то же время наш собственный опыт в этой области смог бы быть также полезен для Евроконтроля.
ФАС России и Евроконтроль подписали протокол о намерении продолжить и расширить сотрудничество. На Ваш взгляд, какая из областей сотрудничества является приоритетной между европейской и международной гражданской авиацией?
Протокол, который мы подписали, доказывает серьёзность наших намерений в сотрудничестве. Однако, необходимо отметить, что наши системы УВД находятся на разных уровнях развития и функционирования. Отчасти, это связано и с исторически сложившимися особенностями становления нашей системы. Поэтому существуют разногласия в оценке важности и приоритетности в решении некоторых задач. На встрече в Брюсселе мы обменялись мнениями по поводу проблем, которые могут быть решены в результате нашего сотрудничества. Сейчас идёт согласование, и я должен отметить, что мы нашли понимание по многим вопросам. Области нашего сотрудничества и сроки будут определены в Меморандуме, который будет подписан в самое ближайшее время.
Евроконтроль проводил в мае семинар в Москве. Ваша оценка результатов этого семинара и его влияния на сотрудничество между двумя организациями?
Мы приветствуем и высоко ценим инициативу Евроконтроля по проведению семинара в Москве. Я думаю, он поможет нам лучше понять весь спектр проблем, которые решает Евроконтроль, а обмен мнениями улучшит понимание между нами. Проблема согласования и интеграции между различными системами УВД в Европе одинаково актуальна как для государств, так и для пользователей воздушного пространства. Улучшение понимания между Евроконтролем и Федеральной Авиационной Службой России - это гарантия плодотворного сотрудничества как с европейской, так и мировой авиацией.
Перевод Колодного Э.Ю.