|
|
|
Интервью с Емельяненко А.В. — ЗНА по движению аэропорта АдлерСколько лет Вы уже проработали на должности ЗНА по движению? Расскажите немного о службе: сколько в ней человек и т.д. Сейчас у нас в службе движения 107 человек. Я на этой должности работаю около 4 лет, до этого был начальником РЦ. В период, когда "Стрела" забрала верхнее воздушное пространство, количество людей у Вас уменьшилось? Было ли сокращение? Всех устроили? Когда был РЦ, у нас было 2 канала, работало 25 человек. Переход на 6-сменный график получился безболезненный, с 5-сменки перешли на 6-сменку и этих людей трудоустроили. Ну, а сейчас проблема, конечно, есть, т.к. движение, в общем-то, небольшое, объём работы упал, происходит сокращение некоторых объектов, в связи с этим объединили 2 подхода. Поэтому уже сейчас сократили 6 человек и 6 человек надо будет сократить, чтоб довести службу до нормальной штатной численности. Служба движения- это структурное подразделение аэропорта или нет? Так как переход в Госкорпорацию не произошёл, мы находимся в составе аэропорта. Поэтому служба УВД, база ЭРТОС и штурманская служба находятся в составе аэропорта. Но и в связи с тем, что были свои сложности, за эти последние 3 года мы поменяли 3 начальника аэропорта. Последний начальник аэропорта произвёл реорганизацию не только в аэропорту, но и в названиях, в должностях. Теперь у нас нет начальника аэропорта Сочи, а есть Генеральный директор Государственного унитарного предприятия аэропорт Сочи. И, соответственно, все, кто были заместителями начальника аэропорта, на контрактной основе стали заместителями Генерального директора. Соответственно, здесь произошло перераспределение, перегруппировка всех подчинённых службы. Заместителю Генерального директора по аэронавигационному обеспечению полётов, т.е. мне, подчинили базу ЭРТОС и штурманскую службу. И у нас стало 3 службы в комплексе: начальник базы ЭРТОС, начальник службы УВД и старший штурман аэропорта. И вот этим блоком я сейчас управляю. Труднее стало договариваться между собой или легче, чем раньше? Сложности в том, что структура, которую создали, до конца не отработана. Я в этой должности 2 месяца. Сложно было с назначением начальника службы движения, с базой ЭРТОС, т.к. база ЭРТОС крупная, приходится сейчас заниматься, так сказать, нюансами, т.е. принимать на себя управление базой, согласовывать все моменты с инженерами, для меня некоторые вопросы новые, т.е. обеспечение, технические термины. И сейчас со стороны начальников базы ЭРТОС я вижу сопротивление потому, что всё приходится ломать, ведь раньше он был также как ЗНА по УВД на правах заместителя и все вопросы решал непосредственно с бухгалтерией и с материальным отделом. Сейчас я пока ещё этот вопрос не ломаю, т.к. существует возможность перехода в Госкорпорацию. На этапе становления потихоньку отработаем все документы, потом уже поставим все точки, чтобы уже можно было отработать именно ту структуру, которая у нас утверждена. Вопрос по диспетчерскому составу. Каков возрастной уровень? Уже давно, наверное, не набирали молодых работников? У нас, наверное, как и везде: поступление наших же диспетчеров, родители которых работали у нас диспетчерами. Уже около 7 человек, которые бесплатно стажируют своих детей. А проблема трудоустройства, как и везде. Последнего мы взяли года 4-5 назад. Средний возраст получается 35-40 лет, человек 17- уже за 50. Проблема стоит как и везде, т.к. пенсия у нас мизерная, приблизительно 320-350 рублей, при наличии хорошей пенсии пенсионеры сами бы ушли. По-моему, этот вопрос решается? Насколько мне известно, в профсоюзе лётчиков этот вопрос, практически, решён, а вот в профсоюзе диспетчеров- почему-то нет. Вот по сравнению с военными, получать 1 тысячу рублей и спокойно уходить на пенсию, устраиваться на другую работу, где менее опасно, и, в то же время, освободили бы место для молодых. А сейчас у нас служба скоро будет, как Политбюро. А оборудование? На данном этапе у нас старое стоит. Система "Старт" отработала тройной ресурс. Сейчас потугами нашего аэропорта, ФАС помог, выделил 2 миллиона 400 тысяч рублей. Уже проплатили из Госбюджета 1 миллион рублей и ещё 1 миллион 400 тысяч рублей должны выплатить. Сейчас мы заключили уже договор с институтом ВНИИРА г. Санкт-Петербурга по системе "Синтез". С этим институтом мы уже давно работали, они пытались поставить нам "Сектор". А в середине сентября должно уже быть поступление оборудования. Т.е. будет один подход, круг, посадка и старт. Мы приобрели для АДП, тоже разработку ВНИИРА, АРМ АДП. При установке "Синтеза" будет создана своя, так сказать, Сочинская сеть, и я думаю, что будет даже сопряжение со "Стрелой". Это чисто отечественная система? Они производят и железо, и программное обеспечение? Общая стоимость её 3,7 миллиона рублей. Но входят только машины ЭВМ с резервными местами, а само железо (пульты, средства связи) остаётся старое. Они придадут этому старому оборудованию божеский вид и установят в них новые ЭВМ. В общем, эта проблема более или менее решается? Понемногу решается, даже при всех, так сказать, неблагоприятных условиях. Сколько я на этой должности, постоянно прессинг был не только со стороны администрации, а также и со стороны ФАС. Подпитки никакой не было, хоть мы и государственное предприятие. И в то же время нам платежи, как правило, задерживали, оборудование менялось очень плохо. Ну, всё равно, руководство аэропорта понимает, что без нас они работать не смогут, и при всех трудностях нам всё-таки выделяется финансирование. По УВД я могу сказать, что мы поставили VOR, DME, поменяли курсоглиссадные системы, поставили АРМ АДП, отремонтировали технический класс, в АДП тоже сделали евроремонт, "Старт" отремонтировали, хотя и не до конца. Потихоньку движется дело. Ну а по базе ЭРТОС- этим делом надо будет заниматься. Проблемы кой-какие есть, но их тоже надо будет финансировать, потому что сейчас подготовлен договор, и, практически, администрация аэропорта приняла его к производству, по замене посадочного локатора, он сегодня отрабатывает ресурс. Установим дальномерный, аэродромный маяк, который будет выполнять функции посадочного локатора. А диспетчерский состав где повышает свою квалификацию? У нас организован филиал ростовского УТЦ. И мы на своей базе со своими преподавателями проводим занятия. Это и дешевле, и быстрее, и людям проще. А ВЛЭК? ВЛЭК- выездной, ростовский, на базе нашей медсанчасти. Вы живёте автономно, как в подводной лодке? Да. Вот сейчас вопрос уже обговаривался, у нас есть большое помещение с оборудованием, где хотим устроить диспетчерский класс с тренажёром. Уже и Госкорпорацию некоторыми вопросами забрасывали. Пока ответа оттуда нет, т.к. финансирование необходимо. Ещё хотим создать на базе сочинского предприятия, вернее под его контролем, реабилитационный центр диспетчерского и технического состава. Необходимо кого-то подключить на уровне Москвы, т.к. с низу отсюда тяжело докричаться. Сейчас здесь на Черноморском побережье за символическую цену можно организовать и построить центр, чтобы у Госкорпорации, службы УВД был свой санаторий, которым мы могли бы пользоваться. Раньше был "Аэрофлот", который сейчас перешёл на чисто коммерческую основу, цены там сумасшедшие, сервиз на том же уровне, а лечения никакого нет. Вовремя ли выдаётся зарплата? Откуда идут деньги, из Москвы? Аэропорт- государственное предприятие на хозрасчёте, т.е. финансирования государственного мы, практически, не получаем, что заработали, то и распределяем. Платежи, которые идут, как и везде, плохо проходят. Очень много авиакомпаний-должников, у которых большие задолженности. Предприятию в этой ситуации очень тяжело, т.к. нужно закупить топливо, расплатиться с налогами, вовремя выдать зарплату. Я так думаю, что стараниями нашей администрации аэропорта, мы относительно вовремя получаем зарплату. Максимальная задержка до 25-26 числа. Хотя начинаем зарплату выплачивать с 15 числа. Немножко у нас, так сказать, "хромает" премирование, денег на премию не хватает. А по зарплате нельзя сказать, что она слишком большая, хотя по городу- одна из самых больших зарплат. В этом году мы получили приличную тринадцатую зарплату, правда, с опозданием почти на полгода. Такой щекотливый вопрос. Мы хоть и соседи, но на уровне руководителей, монополизм со стороны "Стрелы" не чувствуете? По крайней мере, мои взаимоотношения с руководством "Стрелы"- Светловым, Жуковым, Погребновым- дружеские, мы всегда находили общий язык. Недавно с Погребновым пытались одну проблему решить, по высоте 5700. Наш район аэродрома ограничен по высоте от 0 до 5700. Получается , что "Стрела" и мы руководим на одной и той же высоте, что может привести к происшествию, где-то кто-то забудет - и всё. Сейчас команда сидит и занимается переработкой инструкции по производству полётов, и мы будем этот вопрос рассматривать. Если мы не найдём общего разговора с Вашим руководством, то будем приглашать, как говорится, третейского судью из отдела по регулированию УВД РТО и из Госкорпорации, потому что этот вопрос всё равно надо будет решать. Насчёт монополии "Стрелы", я её не вижу, хотя некоторые вопросы уже задавались. С Погребновым я беседовал, правда, по телефону, по поводу приведения района аэродрома к нормам ИКАО и нашим стандартам. Он этот вопрос понял, наш район аэродрома специфичный, все полёты выполняются в сторону моря. Район аэродрома вытягивается в сторону моря, и все границы имеют удалённость до 150 км. Здесь ситуация такая, что зона взлёта и посадки 50-60 км, всё это управляется по траекториям, заданным диспетчером, и если ограничить зону до 100 км, то, практически, зона подхода упирается в зону взлёта и посадки. Хотя при каком-то стечении обстоятельств, при развитии нашей техники, возможно, мы перейдём к нормам ИКАО, вместо подходов там будет только РЦ. А такие слухи, что всё передадут "Стреле", те же зоны подхода Ростова, Краснодара. Может, Вы проясните ситуацию? По крайней мере, мы сопротивляемся по 2-м причинам: первая- это то, что я говорил выше, а второе- фактор чисто человеческий - это перераспределение личного состава. Я считаю, что при любой ситуации опять необходимо выделение финансовых средств. Практически, нужно переучить личный состав "Стрелы" на управление в зоне подхода, во-вторых, по своим техническим данным "Стрела" управляет до 3000 метров, вы должны установить границу, чтобы это были совсем незапредельные возможности "Стрелы". И я не вижу выгоды для "Стрелы", потому что управление в нижнем воздушном пространстве не назовешь выгодным. Всё считается по ортодромии, поэтому прошёл самолёт по трассам 200 км, а просчёт по ортодромии будет 100 км, поэтому выгоды здесь я не вижу. И в то же время по нормам ИКАО в зоне подхода- своё эшелонирование, свои интервалы, в зоне РЦ- другие интервалы, скорость обзора в зоне подхода должны быть как минимум 10 обзоров в минуту, а то и больше, а по РЦ хватает 6-7. Поэтому здесь нюансы есть. Тот эксперимент, что "Стрела" проводила с Госаэронавигацией, может я не в курсе этих событий, но он захлебнулся, возможно, что он был технически не подготовлен, а может, было и сопротивление этому эксперименту. Хотя по Ростову, может, это объединение и выгодно. И тем не менее, в конечном итоге, кто это решает? Москва? А Вы только выполняете, или же Вы будете собираться вместе и эту проблему обговаривать? Моё мнение, что пока не решится вопрос о рождении Госкорпорации, вернее её возрождении, и наделением её теми полномочиями, которые она хотела. Если мы не приведём всю систему УВД в стройную структуру- мы не будем зарабатывать. У нас нет общей политики. В Минеральных Водах сейчас "Теркасс" поменяли на какую-то испанскую систему, Сочи- это ВНИИРА институт, Краснодар- фирма ПЯТКО, Ростов - пока непонятно, и вот этот весь разнобой приводит к тому, что у нас нет чёткого взаимодействия. А если бы мы определились сейчас, организовали, так сказать, одно единое воздушное пространство, распределили между собой обязанности, без всяких межведомственных амбиций, которые у нас сейчас есть. Я считаю, что должна этим заниматься одна голова - это или Госкорпорация, или ФАС. Как у Вас происходит продление свидетельств? Мы сейчас работаем по двум положениям: это и руководство по профессиональной подготовке, и положение о профессиональной подготовке. Сложности сейчас есть. При этом объёме работ диспетчер начинает деградировать, человек теряет профессиональные качества. Мы, как и раньше, проводим подготовку к весенне-летней и осенне-зимней навигации. У нас своё МКК, через которую мы проводим стажировку на смежный канал, продление срока действия свидетельства, а если, конечно, на класс- это через региональное управление или через "Стрелу". Вас сейчас , как в старые времена, просят достать билеты? Сейчас это немножко попроще, хотя сейчас август. Вот на сегодняшней планёрке докладывают, что заполняемость кресел в cамолётах сейчас 72-78%, хотя на Москву и на Север уже есть проблемы. А так, всё как и раньше, приезжают друзья, знакомые, и "давай, давай". А сами Вы где отдыхаете? Практически, нигде. Уже 3 года я в отпуске не был. А так, конечно, или к родителям в деревню съездишь, или здесь. Но тут отдых какой- в сезон 2-3 раза искупаешься, и то только, когда приедут друзья. Расскажите, пожалуйста, о своей семье? Семья есть, есть 3-комнатная квартира, которая досталась по наследству от тёщи, родители жены умерли. Я имею двоих детей, один сейчас проходит курс молодого бойца в Военно-Медицинской Академии в Санкт-Петербурге, второй перешёл в 11 класс. Диспетчером никто не хочет быть? Не то, что не хотят. Вот старший определился сразу, он решил стать хирургом, и поэтому было проще. А младший пока думает, может быть, в Военно-Лётную Академию. Сейчас же ещё проблемы с поступлением. В Академию ГА поступить очень трудно. Конкурс огромный, а мест бесплатных мало. А так - всё платное. В этом году на бесплатное обучение конкурс в Академию ГА был 14-15 человек на место. Но я не думаю, что за счёт оплаты, знания у выпускников Академии будут выше, чем те, которые были, когда мы заканчивали. А где Вы учились? Я начал свою деятельность с Рижского лётно-технического училища в 1971 году сразу после школы. В 1973 закончил, по распределению поехал в Сибирь, в Бодайбо, за 5 лет - от диспетчера до ЗНА. Потом вернулся в Сочи, так сказать на свою родину, в качестве диспетчера, стал старшим диспетчером, потом- начальником РЦ, ЗНА и в настоящее время- зам. генерального. В 1984 году закончил заочно Академию гражданской авиации. Какое дело у Вас сейчас на первом месте, которое можно сделать и вздохнуть спокойно? Сказать конкретно, что это- самое нужное и самое последнее, а это- потом, я не смогу, потому что одно за другим цепляются: поставить оборудование- все проблемы не решишь этим, выдать зарплату- также все проблемы этим не решишь. Здесь целый блок проблем: во-первых, наконец-то мы должны себя как-то определить, кто мы будем- государственное предприятие Госкорпорации, или же останемся в составе аэропорта. Ну и отсюда вытекает всё остальное: замена оборудования, стабильность личного состава и стабильность заработной платы. Если определимся и будем в составе аэропорта, то мы можем требовать, и нам будут, всё-таки, выделять финансы на замену оборудования, премиальные и зарплату. Если будем в составе Госкорпорации- то здесь свои проблемы. Необходимо организовывать новое предприятие: создать аппарат управления предприятия, перейти на новую форму управления, заключение договоров с авиакомпанией, авиапредприятием. Поэтому сказать, что эту проблему решил, и всё стало на свои места и покатилось по накатанным рельсам, практически, нельзя. Ну, а самое главное, все проблемы можно будет решить, если у нас будет нормальный объём работы. Ваши отношения с профсоюзом? Есть свои сложности, но это, может быть, наши личные взаимоотношения с председателем профсоюза. Но больших сложностей нет. Я также член этого профсоюза, хотя мне не всё понятно в действиях нашего профсоюза. Отслеживается только вариант "дай нам", а варианта "давайте, я Вам помогу" как раз и нет. В том же законе о профсоюзах - идея: "дай, дай, дай". А когда посмотришь договор об ответственности сторон, практически, профсоюз ни за что ответственности не несёт. Я считаю, что профсоюз также должен нести ответственность за контролем норм выработки или рабочего времени. А у нас получается так: при разговоре о каком-нибудь конкретном работнике, если он член профсоюза, профсоюз стоит за него, несмотря на то, хороший ли это работник или разгильдяй. В этом у нас нет взаимопонимания. Или, например, сейчас, когда мы занимаемся приведением штатного расписания в соответствии с объёмами работ, я создал комиссию из работников службы УВД. В неё вошли и руководящий состав, и руководители полётов, и старший диспетчерский состав, и диспетчеры. Я пригласил профсоюз для принятия участия в этой комиссии. Рассмотрели КЗОТ, все вопросы, но профсоюз отошёл в сторону, говоря, что будет рассматривать уже готовый список. Тем более нам, что надо было сократить около 15 человек. Мы бы уже имели нормальный рабочий коллектив, который соответствовал и объёмам работ, и численному составу. А так у нас получается, что сейчас люди за счёт перерасхода фонда оплаты труда по одиннадцать часов не дорабатывают. В связи с тем, что наш профсоюз только сейчас заключает коллективный договор, не подписано положение о премировании, за счёт этого мы не дорабатываем и премию получаем по старому положению о премировании, все получили по 80%, мы- по 60%. И соответственно, вот здесь я как раз и вижу расхождения с председателем профсоюза. С другой стороны, у нас с отделом труда и заработной платы постоянно бойня идёт. У них установка- максимально сократить, а у нас установка- выполнить требования руководящих документов и обеспечить безопасность полётов. Поэтому здесь профсоюз, конечно, помогает отстаивать. Так, всё-таки, шестерых людей сократили? Сократили. И ещё придётся сокращать. А они какого возраста? Пенсионного? Один уволился самостоятельно, другой, скажем, под давлением коллектива понял, что он службе не нужен, и ушёл, ну а третий- трагически ушёл из жизни. Рак. А остальные все пенсионеры-льготники. Спасибо большое, Александр Валентинович, за ответы на вопросы. Желаю удачи Вам в ваших делах. |
|
|
|