|
|
|
Единство у нас одно — там, на самом верху бюрократической лестницыАндрей Голубев диспетчер ДПСП, Петрозаводск Все больше и больше лет проходит с начала реформ в нашей стране, с развала МГА-Аэрофлота, но никакого прогресса, никаких кардинальных улучшений в гражданской авиации не происходит. За исключением нескольких крупных авиакомпаний, которые зарабатывают свои деньги в основном на международных полётах, вся остальная гражданская авиация всё ещё находится в глубоком кризисе.Понятно, что все это — результат общего кризиса в стране, что все наши проблемы должны решаться в совокупности политиками, экономистами, прокурорской и судебной властью и т.д., и т.п. Но мы, специалисты в своей области, тоже ответственны за то, чтобы наши проблемы решались наилучшим образом. Почему же до сих пор нет ощущения твёрдой почвы под ногами? Нет того фундамента, на котором можно строить стены. Почему Росаэронавигация развалилась, так и не сумев окрепнуть? Почему возникшая на её месте Госкорпорация ни на шаг не продвинулась дальше, зато занимается какими-то переименованиями дочерних предприятий? Почему-то нет чувства, что мы уже чего-то достигли и, пусть медленно, но двигаемся дальше. Наоборот, есть ощущение, что в любой момент всё может измениться и, как всегда, не в лучшую сторону. Я думаю, это происходит потому, что при попытке приспособить ГА к рынку, мы нарушили ряд принципиальных положений, согласно которым нужно было разделить ГА на части. И в итоге мы получили не вполне жизнеспособную систему. В то же время опыт западных стран показывает нам, что ГА в условиях рынка может прекрасно существовать и развиваться. Анализируя и сравнивая нашу систему с западными системами, я могу отметить следующие принципы, которые мы нарушили. Принцип первыйНельзя объединять авиакомпании и аэропорты в одно предприятие.Принцип очевидный. В условиях рынка «волка ноги кормят». А у нас всё ещё, в большинстве случаев. аэропорты и авиакомпании прилеплены друг к другу, как сиамские близнецы, которые только сковывают друг друга. Хотя этот принцип очень важен и я не случайно поставил его на первое место, но на диспетчеров он влияет косвенно, поэтому не будем рассматривать его сейчас более подробно. Гораздо важнее и интереснее для нас следующий принцип. Принцип второйАэродромная зона должна принадлежать аэропорту, а РЦ — отдельному государственному предприятию.Итак, чтобы доказать это, вспомним как происходил «передел». Естественно, что чиновники от УВД пытались и пытаются сохранить монополию в своей сфере, так как для них монополия — это власть и деньги. В этом им очень пришлось, кстати, такое понятие, как «Единая система УВД», которое фигурирует во всех наших руководящих документах. По моему мнению, это такой же пережиток и рудимент соцсистемы, как и лозунг «Народ и Партия едины». О каком единстве идёт речь? Кого с кем или с чем? Что военные диспетчеры и гражданские едины? Или, может, едины службы УВД разных областей и городов России? А может быть это единство в плане РТС? Или же это единство финансового характера? По-моему у нас единство только одно — там, на самом верху бюрократической лестницы. Да, кстати, часто доказывая это самое «единство», говорят, что у нас один воздух — аргумент железобетонный. Однако, несмотря на все попытки создать что-либо единое, хотя бы только в гражданской части УВД, у наших чиновников так ничего и не получилось. Вспомним, как пытались загнать всех сначала в «Росаэронавигацию», потом в Госкорпорацию — не вышло. (В скобках оговорюсь сразу: не всех, а только тех, кто был выгоден. Так, например, у нас в Карелии, а я знаю, что и в других регионах тоже, диспетчеры приписных аэропортов на МВЛ были просто забыты за ненадобностью, а РТС, которые можно было забрать — забрали. В «Росаэронавигацию» же взяли только РЦ и аэродромные зоны более-менее крупных аэропортов. Вот вам и «единство». А с другой стороны, это — прямое доказательство моих слов). Видимо логика жизни сильнее президентских указов и распоряжений правительства. Понятно желание чиновников всех уровней оттяпать себе кусок пожирнее, но, может, вместо бессмысленного перетягивания одеяла нужно поделить всё разумно. Поскольку есть государство, которому принадлежит полный суверенитет над своим воздушным пространством, то естественно, что должна существовать государственная служба, которая будет осуществлять УВД в этом воздушном пространстве. Сейчас у нас эта служба поделена на две части — военную и гражданскую, которые принадлежат разным министерствам, но, в принципе, она может быть действительно единой и может быть подчинена как напрямую премьер-министру, так и какому-либо министерству или комитету, примеров тому на западе — масса. Главное, что эта служба, являясь государственной, должна функционировать как коммерческая фирма. Во всех развитых западных странах это так. Таким образом, мы получаем некую организацию (назовём хоть Росаэронавигацией, хоть Госкорпорацией — не важно), которая «Родину увэдэшит» на всём её протяжении (сегодня это только воздушные трассы и МВЛ) и зарабатывает на этом деньги, на которые и живёт. До сих пор нового ничего не сказано. Теперь опустимся на местный уровень, то есть перейдём к аэропортам. Почему я связал аэропорт и местную власть, думаю, понятно. Кому, как не местной власти знать собственные потребности в авиаперевозках и авиаработах и определить какой для этого нужен аэропорт. Федеральная власть тоже могла бы иметь «свои» аэропорты, но, я думаю, ей вполне хватает ведомственных, да и зачем ей лишняя головная боль. Таким образом аэропорт должен, как правило, принадлежать административно местной власти, при этом он также функционирует как коммерческая организация и живёт на те деньги, которые получает от прилетающих и базирующихся авиакомпаний и финансово подотчётен своей местной власти. Следовательно, администрация аэропорта, а не кто-то другой, определяет что конкретно ей необходимо: какое оборудование и какой штат работников. И кто сказал, что аэропорт, имея деньги, не может купить себе, например, новую посадочную систему для увеличения пропускной способности и нанять своих радиотехников и диспетчеров. Или, наоборот, при уменьшении движения продать лишнее и сократить штат работников. То есть, я исхожу из принципа, что пироженник должен зарабатывать на пирогах, а сапожник на сапогах. Если ты обслуживаешь аэродром, то и жить, и умирать ты должен вместе с ним. Следовательно, федеральной службе, ответственной за УВД на трассах, нет нужды связываться с аэродромными зонами. Тут мне могут возразить те, у кого службы движения перемешаны, то есть все диспетчеры имеют все допуски и работают на всех пунктах по очереди. Во-первых, такое «многостаночничество» не очень хорошо в профессиональном плане, а во-вторых, людей-то перемешать можно, но работу — нельзя. Если, например, аэропорт сегодня «закрыт», то те диспетчеры, которые сегодня работают в аэродромной зоне, получат зарплату за этот день за счёт рейсов, обслуженных другими диспетчерами. По-моему, экономически это не правильно. Здесь опять можно возразить, мол, завтра диспетчеры поменяются местами и будут «квиты», согласен, но будут ли «квиты» аэропорт и служба движения? Тот вариант, когда аэропорт не имеет своей службы движения и РТС, приводит к усложнению и утяжелению взаимоотношений и взаимных расчётов между ними, а, следовательно, удорожанию авиаперевозок. Думаю, это понятно без пояснений. Усиление влияния друг на друга и взаимной зависимости выгодно разве что начальникам, стремящимся показать свою «крутизну». Уменьшение автономности любого предприятия, как и в случае аэропорт-авиакомпания, делает его менее гибким и живучим. В качестве ещё одного доказательства второго принципа хочу привести Европу с её «Евроконтролем». Итак, Европа — это куча самостоятельных, территориально небольших государств, соизмеримых с нашими областями. По мере развития авиации обнаружилось неудобство для экипажей и диспетчеров в пересечении большого количества мелких зон и районов УВД. Тогда несколько заинтересованных государств договорились о создании «Евроконтроля», объединив тем самым своё верхнее воздушное пространство в один большой РЦ. Естественно, что нижнее воздушное пространство и районы аэродромов остаются национальными. (Более того, уже есть факты появления частных аэродромов и частных «вышек» с частными диспетчерами). В нашем же российском варианте просматривается та же схема. Разница только в том, что Европа идёт к этому «снизу», от мелкого к крупному, а мы уже изначально имели огромное воздушное пространство с сетью РЦ, осталось только отдать районы аэродромов аэропортам, а РЦ объединить в региональные предприятия под эгидой Госкорпорации. Уверен, что до тех пор, пока мы не построим прочный фундамент, основанный на этих принципах, все последующие корпорации будут рассыпаться, как карточные домики. |
|
|
|