Отчёт о поездке группы авиадиспетчеров в колледж
"M.L.S. International"
1995 год можно считать прорывом в сфере изучения английского языка диспетчерами нашего центра за границей. И в этом, на мой взгляд, немалая заслуга бывшего в то время начальника службы РДЦ, Сотникова Вячеслава Ивановича. В общей сложности, в тот год за границу смогли выехать более тридцати человек. Для стажировок, тогда ещё "РОСАЭРОНАВИГАЦИЯ", определила две школы - это знаменитый и уже знакомый колледж "Англо-континенталь" и никому не известный М.Л.С. колледж. Обе школы находятся в городе Бормут, расположенном на юге Англии, на берегу Английского канала. Мне тоже посчастливилось участвовать в этой программе и просто хочется поделиться своими мыслями на этот счёт.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение, что хорошее знание английского языка и документов ИКАО является преобладающим фактором в подготовке российских авиадиспетчеров. Последняя редакция "Положения о проф. подготовке…", принятая в сентябре 1998 года, только закрепляет и делает акцент на совершенствование такой подготовки. И даже сама жизнь диктует нам такие изменения. Сегодня, во время дежурства, в зале УВД СКЦ "Стрела" вы чаще услышите английскую речь, всё чаще приходится обращаться к спискам данных по той или иной зарубежной компании, поскольку число иностранных пользователей воздушного пространства России растёт. Это накладывает отпечаток на работу диспетчерского состава.
Но вернёмся в 95-ый. Итак, 16 июля 1995 года рядовой рейс Аэрофлота Москва-Лондон доставил очередную группу авиадиспетчеров России на Английскую землю. На автобусе нас привезли в Бормут и разместили в английских семьях, с условием, чтобы двое русских под одной крышей не жили. На следующий день группа прошла тест на знание английского, и по результатам данного теста нас всех направили в классы с различным уровнем обучения. В каждом классе обучалось от двух до восьми диспетчеров, не считая иностранных студентов, которые были в каждом классе. Я бы не хотел указывать на каком уровне довелось учиться мне самому. Преподавательский состав МЛС колледжа заслуживает самых высоких оценок. По моему мнению, управляющему менеджеру Барри Хинвуду удалось подобрать высококвалифицированный персонал в своей школе, что не могло не отразится на дальнейшем нашем обучении. На два месяца учебник "Оксфордский курс английского языка" стал для меня настольной книгой. Но не только в школе мы изучали английский язык. При повседневном общении с хозяевами, где жили, в магазине, на улице, в автобусе да даже в английской пивнушке, везде мы узнавали что-то новое об этом языке, что-то нам ещё неизвестное. И в этом смысле польза от таких поездок огромная. В последнее время мы видим, что в Англию посылают всё реже и реже. Америка, Ирландия, Германия - вот страны, в которых проходят стажировку наши диспетчеры. А ещё можно услышать, что достаточно пригласить преподавателя из Англии, и он научит всему здесь, на месте. Но без полного погружения в эту атмосферу "тотального" английского, мне кажется, успехов не добиться. Я не могу представить, как можно нормально изучать даже наш, служебный английский, если за пределами колледжа все говорят, к примеру, на немецком? Или каких результатов можно требовать от тех, кто обучался в той же Англии, но без учёта индивидуального уровня знаний английского, когда класс состоит целиком из авиадиспетчеров и предполагается, что каждый из них обладает высоким уровнем разговорного английского, на котором, естественно, проходят все занятия. И в этом смысле предложение, которое нам сделал мистер Хинвуд, было очень привлекательным. Суть его в следующем: лучшие четыре студента из нашей группы премировались недельной стажировкой в Bailbrook College, в настоящем, авиационном колледже, где помимо авиадиспетчеров готовят специалистов воздушной обороны, службы безопасности на воздушном транспорте, операторов воздушной связи, проводят общеязыковую подготовку. В этом колледже Норвежское правительство готовит авиадиспетчеров для своей страны. Также здесь проходят ежегодную тренажёрную подготовку диспетчеры из Болгарии. Наш учебный день состоял из двух частей: до обеда мы проходили тренажёрную подготовку, используя типичную английскую зону УВД и правила, принятые в Англии, а после обеда мы продолжали изучать разговорный английский. Стажировка включала просмотр учебных фильмов об авиации, наземном оборудовании и т.д..
После возвращения из Бэйлбрука, Барри Хинвуд рассказывал нам, что в будущем он хотел бы, чтобы все авиадиспетчеры из России, обучающиеся в МЛС колледже, после шести недель обучения в его школе, проходили бы двухнедельную подготовку в Бэйлбрук колледже. По моему мнению это была неплохая идея, так как мы знакомились бы с реальной работой Европейских авиадиспетчеров, мы узнавали бы какие правила УВД и фразеологию они реально используют в своей работе. А в условиях дальнейшей интеграции России в Европу, я считаю это важным для обеспечения безопасности полётов иностранных воздушных судов в небе России. Очень жаль, что это предложение осталось только благим пожеланием.
Роман Бондаренко