|
|
|
Как всё начиналосьНачало деятельности службы движения в гражданской авиации относится к образованию первых постоянно действующих воздушных линий в СССР в 1922 г. При эксплуатации первых воздушных линий руководство движением самолётов осуществлялось командирами лётных отрядов.Командир выдавал пилоту разрешение на полёт, визуально наблюдал за рулением и взлётом самолета и фиксировал время вылета, но затем он был в полном неведении о полёте самолёта. Об окончании полёта и его результатах он узнавал из сообщений пилота самолёта или начальника посадочной площадки, которые передавались с большими задержками по телефону или телеграфу почтовых или железнодорожных ведомств. Пилот во время полёта был предоставлен сам себе, так как самолёты не имели никаких средств связи, не было их и у командира отряда, поскольку радиотехника ещё только зарождалась. Полёты осуществлялись преимущественно на малых высотах при визуальной ориентировке местности и вдоль железных дорог. На некоторых воздушных линиях организовывались контрольно-семафорные пункты через 100-200 км около запасных посадочных площадок или у железнодорожных станций. На этих пунктах имелись специальные сигнальные полотнища, с их помощью передавались пилоту сигналы с информацией о возможности продолжения полёта. Для ориентировки пилотов и контроля самолётовождения на контрольно-семафорных пунктах устраивались специальные площадки с маркировочными надписями, указывающими название пункта или номер, направление маршрута полёта (стрелой) и расстояние, пройденное и оставшееся до следующего семафорного пункта или до каждого пункта посадки. На крыше здания семафорного пункта наносился красный номер. Пилот, пролетая над семафорными пунктами, ориентировался по своей полётной карте и контролировал самолётовождение. При дальнейшем развитии сети воздушных линий и увеличении интенсивности полётов такая система руководства движением самолётов стала совершенно непригодной. В поисках необходимой организации начали применяться отдельные элементы диспетчерской системы, заимствованные от других видов транспорта, главным образом железнодорожного, а также использовался опыт иностранных воздушных линий. Впервые элементы диспетчерской системы руководства движением самолётов на воздушных линиях были частично введены в 1929 году в первый год опытной эксплуатации воздушной линии магистрального значения Москва - Иркутск протяжённостью 4700 км по инициативе начальника этой линии Кириллова И.К.. При этом отдельного диспетчерского аппарата не было создано, а функции диспетчера выполнил начальник эксплуатационного отдела управления линии. Диспетчерская связь с аэропортами осуществлялась при помощи телеграфа почтовых и железнодорожных ведомств. Для контроля за движением самолётов по воздушной линии применялся "График движения" по типу применяемого в диспетчерской службе железнодорожного транспорта. В 1930 году был разработан первый проект "Положения о диспетчерской службе на воздушных линиях СССР". Основной задачей диспетчерской службы по положению было надлежащее регулирование движения самолётов на воздушных линиях для обеспечения прохождения отдельных участков по расписанию или графику и устранения причин, вызывающих затруднения и задержки движения в аэропортах. Обеспечение безопасности полётов возлагалось на пилотов и командиров отрядов. Значительные сдвиги в гражданской авиации и в совершенствовании диспетчерского руководства произошли в 1932 году после образования главного управления гражданского воздушного флота (ГУГВФ) при СНК СССР, что способствовало развитию отечественной авиационной и радиотехнической промышленности. На аэродромах устанавливались приёмо-передающие радиостанции, коротковолновые наземные пеленгаторы и светотехническое оборудование, а на самолётах - бортовые радиостанции. В связи с оснащением аэропортов радиотехническими средствами была поставлена задача летать регулярно круглый год и в течение всего времени суток. Новые задачи изменили и значение диспетчерского руководства движением самолётов. Потребовалась перестройка структуры службы и методов руководства. В результате возникла необходимость в создании в аэропортах, на аэродромах и в территориальных управлениях ГВФ диспетчерской службы, а также в научно обоснованной подготовке специалистов для управления воздушным движением. К руководству работой службы движения в аэропортах и выполнения функций диспетчеров были привлечены командиры воздушных судов, а также бывшие пилоты, списанные по здоровью, но с большим лётным опытом. В разработке научных методов подготовки специалистов для службы движения приняли участие научные работники Ленинградского института инженеров ГВФ на факультете воздушных сообщений, а с 1933 года положено начало специальной переподготовки диспетчеров службы движения на курсах усовершенствования с одногодичном сроком обучения. В 1935 году образованы первые Курсы высшей лётной подготовки, на которых проходили обучение пилоты, штурманы, бортрадисты, наземные радиооператоры - радиопеленгаторщики и диспетчеры службы движения. В дальнейшем курсы были преобразованы в Школу высшей лётной подготовки - ШВЛП ГВФ. Накопленный опыт диспетчерского руководства в довоенный период положительно сказался во время Великой Отечественной войны. Диспетчерская служба совершенствовалась в применении активных методов. Этому способствовало оборудование диспетчерских пунктов командными радиотелефонными радиостанциями, обеспечивающими возможность вести радиообмен с экипажами самолётов, получать информацию от экипажей о выполняемом полёте и передавать им необходимые указания и распоряжения по обеспечению безопасности полётов. Для ведения радиообмена в телефонном режиме была разработана типовая фразеология, а диспетчерским пунктам аэропортов и воздушным судам присвоены опознавательные позывные. В 1945 году для обеспечения безопасности полётов в сложных метеоусловиях и ограниченной горизонтальной видимости, а также в ночное время установлено эшелонирование полётов по высотам на воздушных трассах, т.е. началось рассредоточение полётов в вертикальном направлении (вертикальное эшелонирование). Коренное изменение всей структуры организации и выполнения полётов и, соответственно, диспетчерского руководства движением произошло в 1947 году с введением в действие "Основных правил полётов на территории СССР". В связи с проведённой реорганизацией зон ответственности и исполнения, утверждённой "Временной инструкцией по руководству движением самолётов на воздушных линиях ГВФ", возникла необходимость повышения ответственности диспетчеров. Был создан Институт руководителей полётов (РП) с целью повышения безопасности и регулярности полётов, оказания помощи командирам воздушных судов при взлётах и посадках в сложных метеоусловиях днём и ночью, а также для повседневного руководства полётами. Служба движения постоянно совершенствовалась и оснащалась. Из интервью доцента Академии Гражданской Авиации Михаила Афанасьевича Тетерина автору книги "Лоцманы воздушных кораблей" Геннадию Смолянину. |
|
|
|