|
|
|
Модернизированная система воздушного движения АвстралииВильям Руджиеро, центр УВД, Нью-Йорк (журнал «The Voice») 11 и 12 сентября группа старших диспетчеров из Нью-Йорка вылетела из аэропорта имени Кеннеди рейсом, занимающим более 23 часов. Пункт нашего назначения — Брисбэин, Австралия, куда направлялись такие же группы из Центров Окланда и Анкориджа. Кевин Чемнес из NATCA, Роджер Кили из FAA и другие представители различных органов управления также собирались в этом «далёком» городе. Нашей целью было провести на ранней стадии оценку новой автоматизированной системы, называемой TAAATS.Чтобы было понятнее, TAAATS — это система по обработке полётных данных, данных, полученных от радиолокаторов и средств связи, уже введённая в работу в нескольких странах, и Австралия в их числе. В Австралии TAAATS работает на пунктах УВД, обеспечивающих воздушное движение в верхнем и нижнем воздушном пространстве, а также на океанических маршрутах. Наша цель заключалась в том, чтобы посмотреть на эту систему в отношении управления океаническим воздушным движением. Первое, что я заметил, там не было бумажных стрипов. Да, не было бумажных стрипов. Процесс полёта отслеживается и обрабатывается TAAATS с использованием электронных стрипов. Эти стрипы очень похожи на те, которыми мы пользуемся, но имеют больший ассортимент функций полётных данных. В действительности электронные полётные стрипы используются как интерфейс для записи данных полёта воздушного судна (план полёта) и редко — для создания интервалов. Изменение скорости по Маху в полёте выглядит не сложнее, чем быстрое нажатие скорости по Маху на стрипе и дальнейший выбор желаемой скорости из выпадающего меню. Фактически, все элементы плана полёта могут быть введены или изменены с использованием электронных и выпадающих меню. Время, эшелон, координаты, позывной и другие критерии могут быть основанием для сортировки полётных стрипов. Они составляют интуитивный и простой интерфейс базы данных планов полётов. Динамичная общая рабочая загруженность и сектор планирования были заложены в систему с самого начала. Функции управления потоком движения также выходят за рамки применяемых в настоящее время нами. Система обрабатывает высокочастотные сообщения, автоматизированные доклады о местоположении, связь между диспетчером и пилотом и объединяет их в единое целое. Процесс полёта записывается, и расчёты изменяются при очень небольшом участии диспетчера. Так как TAAATS использует электронные стрипы, все диспетчеры всегда имеют наиболее полную информацию по процессу полёта и расчётам, таким образом уменьшая, если не устраняя, межсекторную координацию. Я считаю, что наиболее важный аспект системы TAAATS заключается в визуальном отображении. На дисплее показаны все статические стандартные схемы, например, воздушные трассы, контрольные точки и боковые или продольные интервалы. Опасные зоны выделены особым цветом, указывающим на их статус. Примером может быть красный контур, очерчивающий опасную на настоящий момент зону. Вы можете создавать общие и локальные карты, используя чертёжные инструменты компьютера, и включать или выключать их с любого рабочего места. Изменения маршрута могут быть введены в план полёта через текстовое окно или графически изображены на экране. Да, графически. Просто быстро нажмите мышкой на «линию пути», далее на кнопку изменения маршрута и перестраивайте желаемые контрольные точки или боковые-продольные интервалы. Запись полётных данных изменяется на дисплее каждого, т.е. опять-таки все диспетчеры имеют наиболее полную информацию. Маршруты полёта воздушного судна могут быть показаны простым прикосновением к кнопке. Когда отображается маршрут, также даётся время прохождения всех точек. Посмотрите маршруты двух воздушных судов, время прохождения общей точки, это и будет эшелонированием по системе TAAATS. Схождение в неопределённой точке, в действительности, разрешается также просто. Посмотрите маршруты воздушных судов и в месте, где они визуально пересекаются, поставьте метку. Чтобы ввести метку, просто войдите в «линию пути», выведите маршрут на дисплей, пододвиньте мышку к любой точке по маршруту и нажмите одну кнопку на клавиатуре. А теперь, так как TAAATS показывает время всех контрольных точек на выведенном маршруте, будет указываться время, относящееся к этой точке. Сделайте это для двух и более воздушных судов, и вы установите интервалы по системе TAAATS. TAAATS также знает, что точка, которую Вы ввели, всего лишь «метка», и борт не будет докладывать о её прохождении, если Вы забудете её удалить. Продольное эшелонирование по системе TAAATS — мечта диспетчеров на океанических трассах. Могу ли я «подсунуть» кому-нибудь 10-ти или 15-ти минутную векторную линию, построенную на воздушной скорости и шкале ветра? Как быть с тем, кто сосредотачивает своё внимание на контрольных точках по маршруту? Быстро нажимаете мышкой на воздушное судно, «протягиваете» линию, которая может относиться к точке в пространстве или к другим воздушным судам. «Плавающая строка» показывает расстояние, движение и время, когда бы Вы не нажали кнопку. TAAATS предоставляет обширный выбор инструментов для отображения и контроля за эшелонированием. TAAATS не является совершенством и «манной небесной», но это значимый скачок в океаническом контроле. Наша команда не увидела каких-либо серьёзных недоработок. Мы могли работать с более 55 воздушными судами в час, все с беспорядочными маршрутами, без единой ошибки по эшелонированию. На секторах со структурированными маршрутами работать ещё легче. Действительно, это — «свет в конце туннеля», современный, лёгкий в использовании, и зовут его TAAATS. TAAATS может анализировать и предсказывать конфликтные ситуации на основе планов полёта или фактического времени прохождения пунктов обязательного донесения. Можно также спрогнозировать конфликтную ситуацию в соседнем секторе без переговоров с этим сектором. Перевод А.А. Шатиловой |
|
|
|